Перейти дорогу на красный: почему в ДТП с пешеходами чаще наказывают водителей

28.05.2020 р. в 15:05, segodnya

Перейти дорогу на красный: почему в ДТП с пешеходами чаще наказывают водителей
Перейти дорогу на красный: почему в ДТП с пешеходами чаще наказывают водителей

Недавно Верховный суд Украины признал виновным водителя, который насмерть сбил пешехода, переходившего дорогу на красный свет. Обсуждение этого решения не утихает, ведь даже один из судов низшей инстанции признал водителя невиновным. В целом статистика по дорожным происшествиям в Украине с участием пешеходов – не в пользу водителей. Хотя есть и решения с признанием вины пешехода – тот же Верховный суд в прошлом году присудил пешеходу компенсировать ремонт авто водителя – участника ДТП. Согласно данным патрульной полиции, за 2019 год в Украине произошло 160 675 ДТП, из них по вине пешеходов – 776 происшествий. Мы расспросили юристов, в каких случаях водителей признают виновными в ДТП с участием пешеходов.

Что произошло

Упомянутое ДТП, решение по которому недавно принял Верховный суд, произошло еще в 2017 году. Во время судебных разбирательств Святошинский суд признал водителя невиновным, а год спустя в Апелляционном суде решение изменили и постановили, что водитель виновен. Такое же решение поддержали в Верховном суде. Согласно окончательному решению, у водителя была техническая возможность избежать наезда на пешехода, используя экстренное торможение. В суде отметили, что пешеход грубо нарушил правила дорожного движения и спровоцировал аварию, но, в то же время, водитель не выполнил требование, которое есть в пункте 12.3. ПДД. Там сказано, что в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить, он должен немедленно принять меры по снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия.

Именно поэтому водителю в итоге присудили три года лишения свободы условно, а также запрет на вождение на год.

Почему водителя признали виновным

Игорь Ясько, управляющий партнер ЮК Winner, поясняет, что похожие решения выносились в уголовных делах судами первых инстанций, однако не все они обжаловались сторонами процесса. В данном случае решение Верховного суда получило огласку из-за дебатов юристов. Игорь Ясько добавил, что в делах о ДТП основным доказательством виновности (невиновности) водителя или другого участника дорожного движения является заключение автотехнической экспертизы.

"Нарушения ПДД могут быть у нескольких участников аварии, однако необходимо установить — чье именно из них находится в причинной связи с последствиями ДТП. В данной ситуации аварийно-опасную ситуацию первоначально создал пешеход, который пересекал дорогу на красный свет, грубо нарушая требования ПДД, однако к последствиям привели действия водителя, который не своевременно принял меры по остановке управляемого авто в момент возникновения опасности для его движения", — поясняет Ясько.

Яна Квасница, адвокат АО "Мисечко и Партнеры", отмечает, что каждый случай рассмотрения причин аварии индивидуален. В данном ДТП сомнений в противоправности действий пешехода в переходе дороги на красный свет нет. Но ключевым стало то, что водитель имел возможность затормозить, но не сделал этого.

"Ключевым для вынесения обвинительного приговора в отношении водителя стало именно то, что он был объективно способен заблаговременно обнаружить опасности для движения, не отреагировал на изменение дорожной обстановки и своевременно не принял мер к снижению скорости управляемого им автомобиля до его остановки", — говорит Квасница.

Адвокат добавляет, что согласно ПДД, опасность для движения — это изменение дорожной обстановки (в том числе появление подвижного объекта, который приближается к полосе движения транспортного средства или пересекает ее) или технического состояния транспортного средства, которое угрожает безопасности дорожного движения и заставляет водителя немедленно уменьшить скорость или остановиться. Поэтому внезапно появившийся на дороге пешеход — это опасность для движения, из-за которой водителю нужно было затормозить.

Лидия Карплюк, адвокат АО "Лещенко, Дорошенко и партнеры", рассказывает, что речь идет о том, что противоправность действий потерпевшего пешехода не всегда исключает вину водителя.

"Водитель обязан быть внимательным, следить за дорожной обстановкой, соответственно реагировать на ее изменение, следить за правильностью размещения и крепления груза, техническим состоянием транспортного средства и не отвлекаться от управления этим средством в дороге. Бывают различные ситуации, в которых вина может быть возложена полностью только на пешехода, если при нарушении им ПДД водитель не мог объективно выявить препятствие и/или немедленно принять меры для уменьшения скорости вплоть до остановки транспортного средства или безопасного для других участников движения объезда препятствия. Такие дела преимущественно даже не доходят до суда, а закрываются на стадии досудебного расследования", — говорит Карплюк.

Чаще всего в ДТП с пешеходами виновными признают водителей

Установить, кто действительно виновен в ДТП, сложно. Ведь на дороге и водитель, и пешеход могут столкнуться со множеством опасных факторов, которые и повлекут за собой аварию. Тем не менее, юристы отмечают, что чаще всего даже в тех случаях, когда ПДД нарушает пешеход, виновным признают водителя.

Адвокат Вадим Володарский отмечает, что пункт 12.3 ПДД обязывает водителя снижать скорость вплоть до полной остановки при появлении опасности для движения. Двигающийся перпендикулярно направлению движения пешеход — это именно опасность, а не препятствие, согласно п.1.10 ПДД (препятствие можно объезжать). Вроде бы, этот пункт направлен на безопасность. Но его используют для привлечения водителя к ответственности в подобных случаях.

"Как это делается? Перед экспертом-автотехником ставится вопрос: а мог ли водитель избежать наезда? То есть сама по себе ситуация переворачивается с ног на голову. Нарушил ПДД пешеход (например, выбежал на дорогу в неположенном месте). Создал аварийную ситуацию пешеход. Но вопрос ставится так, что ответственность за избежание последствий — именно на водителе. И если эксперт придет к выводу, что водитель мог избежать наезда, водителя признают виновным в ДТП", — говорит Володарский.

Адвокат добавил, что такой подход противоречит принципу правовой определенности, который неоднократно применялся и Европейским судом по правам человека, и Конституционным судом Украины, и признанный важной частью верховенства права. Состоит он в том, что человек должен иметь возможность, определяя свое поведение, отличать правомерное поведение от противоправного.

"Водитель может ехать с соблюдением всех норм ПДД (трезвый, не превышать скорость и т.п.), нарушение совершает другой участник движения — пешеход. Но привлекают к ответственности водителя за "неизбежание" последствий этого нарушения другим лицом. К этому добавляется то, что по таким делам существует колоссальный обвинительный уклон в отношении водителей. Такие дела являются одними из самых сложных для защиты именно по этой причине. К этому добавляется то, что у нас в Гражданском кодексе до сих пор существует архаичная норма об "источнике повышенной опасности" (ст.1187). В результате, даже если водителя признают невиновным в ДТП, он "возмещает ущерб" виновному пешеходу", — говорит Володарский.

Кандидат юридических наук Сергей Войченко напоминает, что еще в конце декабря 2019 юридическое сообщество так же активно обсуждало еще одно решение Верховного суда, где к ответственности был привлечен пешеход, по вине которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Тогда с него были взысканы средства на ремонт автомобиля, который был поврежден в результате этого ДТП, в размере 100 000 гривен. В этом случае пешеход внезапно выбежал на проезжую часть в неположенном месте вблизи перекрестка, когда на светофоре был зеленый свет для водителей. Суд установил, что водитель двигался с разрешенной скоростью и не имел технической возможности избежать наезда.

"В Украине нет прецедентного права, поэтому и случаи, когда суды принимают то одни, то другие решения, являются сугубо индивидуальными и зависят от фактических обстоятельств дела и механизма самого ДТП. Разумеется, если пешеход переходит дорогу с грубыми нарушениями правил дорожного движения, даже на красный свет, а водитель это видит и имеет возможность избежать наезда на пешехода, но при этом давит на педаль газа, чтобы умышленно на него наехать, то вина водителя будет очевидной, несмотря на то, что пешеход нарушил правила дорожного движения", — говорит Войченко.

Он добавил, что в его практике была ситуация, когда пожилая женщина переходила дорогу в неустановленном месте, и его клиент совершил на нее наезд, из-за чего пешеход получила телесные повреждения. Однако в этой ситуации проведенным экспертным исследованием было установлено, что водитель не имел технической возможности избежать наезда, а потому уголовное производство было закрыто.

"Хотел бы сказать, что запись видеорегистратора в автомобиле может стать достаточно серьезной помощью в защите водителя, в том числе от пешеходов-мошенников, которые умышленно создают аварийные ситуации и требуют деньги", — подчеркнул Войченко.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин