Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят

03.06.2020 р. в 13:10, ubr.ua

Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят
Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят

Участники рынка предлагают наполнять запасы за счет акциза, тогда роста цен можно избежать. Но нужно госрегулирование.

В Украине вернулись к необходимости создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. Соответствующий вопрос обсуждался 28 мая во время онлайн-заседания рабочей группы, созданной депутатами парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ. В нем приняли участие нардепы, представители Минэкоэнерго, представители нефтегазового рынка и эксперты отрасли. Это уже далеко не первая попытка сдвинуть вопрос создания запасов с мертвой точки, и обсуждается он уже не первый год.

Мнения экспертов о том, как запасы нефтепродуктов повлияют на цену топлива.

Какие должны быть запасы

Согласно требованиям директивы 2009/119 / ЕС и регламента (ЕС) № 1099/2008, которые хотят внедрить и в Украине, минимальные запасы должны соответствовать таким условиям:

объем запасов должен равняться 90-дневному объему среднего суточного импорта нефти и нефтепродуктов или 60-дневному объему среднесуточного внутреннего потребления;

запасы должны включать объемы сырой нефти и моторного топлива (дизельное топливо и бензины) в соотношении 30/70 (нефть/топлива моторные);

моторное топливо в запасах должны распределяться в соотношении 62/38 (дизельное топливо/бензин);

закупка нефти и нефтепродуктов для минимальных запасов, их хранение, обновление и реализации осуществляется на рыночных условиях.

Напомним, что Украина подписала в 2017 году Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. В статье 338 этого документа говорится, что совместное сотрудничество включает, в частности, осуществление энергетических стратегий и политики.

Украина обязалась до 1 сентября 2020 года приблизить нормативно-правовую базу Украины в соответствие с положениями Соглашения.

И если к требованиям по наполнению запасов у представителей рынка вопросов нет, то к тому, кто и в каких объемах должен эти запасы закупать – предостаточно.

Нужен миллиард от заправщиков

Предложенная Минэнерго модель предполагает возложение обязательств по созданию, размещению и поддержания 60% минимальных запасов на субъекты рынка. Обойдется это компаниям примерно в $1 млрд.

Как заметили в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), если такую огромную финансовую нагрузку повесить на бизнес, то это неминуемо приведет к росту розничных цен для граждан и промышленности.

Помимо этого, выполнение таких требований только легальным бизнесом и тотальным невыполнением нелегалами, работающих вне правового поля, приведет к тому, что конкурентная среда на рынке еще больше искривится между легальными и нелегальными участниками рынка, говорят эксперты.

"Львиную долю проблем стремятся переложить на плечи трейдеров. Абсолютно понятно, что увеличение непроизводственных затрат операторов рынка на сумму около $1 млрд крайне негативно отобразится на конкурентной среде, которая и без этого на сегодняшний день имеет существенные "перекосы" из-за нелегального сегмента", – говорит эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.

Предлагают наполнять за счет акциза

Эксперты энергорынка неоднократно рекомендовали формирование и поддержание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов осуществлять за счет увеличения средневзвешенной ставки акцизного сбора на дизельное топливо и бензин на уровне $24,58 /т.

То есть эта часть акцизного налога должна была формировать минимальные запасы нефти и нефтепродуктов в Украине.

Увеличение ставок акцизного налога на бензин и дизельное топливо неизбежны. Украина подписала соглашение по имплементации Директивы 2003/96/ЕС, согласно которому минимальная ставка акцизного налога на бензин должна быть установлена на уровне 359 евро/тыс.л, а дизтопливо – 330 евро/тыс.л.

"В рамках подписанного Соглашения об ассоциации с ЕС Украина вынуждена будет увеличить ставки акцизного налога на все виды топлива. Мы предложили нашему правительству остановиться на минимальных ставках акцизного налога примененных в ЕС. Это обеспечит рост поступлений по акцизному налогу в госбюджет более чем на 69 млрд грн в год", – рассказал UBR.ua директор компании "Укравтономгаз" Андрей Дорофеев.

Таким образом, еще один вариант наполнения запасов – увеличение акциза с 213,5 до 359 евро/тыс.л, а на "дизель" – увеличение акциза с 139,5 до 330 евро/тыс.л.

Если пересчитать в гривнах, то возможное подорожание топлива на АЗС для дизеля составит 5,5 грн/л, а для бензина – 4,2 грн/л.

"Чтобы население не почувствовало этого подорожания правительству нужно комплексно подойти к контролю формирования цен на АЗС. Например, в период карантина маржа на продаже "дизеля" у некоторых компаний достигала 100%. При оптовой цене на дизтопливо в 12,50 грн/л, владельцы некоторых сетей не спешили снижать цены ниже 25 грн/л. Если будет введено госрегулирование цен на топливо и будет более эффективная работа АМКУ, то цены на заправках могут даже уменьшиться при увеличении ставок акциза", – говорит Андрей Дорофеев.

Кто должен платить

Сейчас в ЕС уже подготовлена и фактически с 2021 года будет введена в действие еще одна директива "О хранении энергоресурсов", которая будет касаться всех энергоносителей, а не только нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, Украина уже запаздывает с выполнением требований директивы 2009/119/ЕС.

Тем более, что экономическая ситуация в стране и мире в целом сейчас не самая благоприятная, особенно, если учесть, что такая программа – это весьма долгосрочный проект.

Порядка 10 лет понадобилось многим европейским странам для ее осуществления. В большинстве стран ЕС это было сделано за государственный счет, но есть и совместные программы с бизнесом. В последнем случае, доля бизнеса в запасах считается просто как не снижаемый остаток в торговой сети или на НПЗ.

В любом случае, сначала хорошо бы победить нелегальный рынок, а уже потом говорить об участии частного бизнеса, говорят эксперты.

"Что касается запасов нефти, то эту часть может свободно реализовать "Укртранснафта", если Верховная Рада примет соответствующие изменения в действующее законодательство. Для этого у этой компании, под нынешним руководством, есть и ресурсы, и понимание проблемы", – заметил нам Леонид Косянчук.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин