Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят

03.06.2020 г. в 13:10, ubr.ua

Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят
Заправщиков хотят обязать формировать запасы нефтепродуктов. Цены на топливо взлетят

Участники рынка предлагают наполнять запасы за счет акциза, тогда роста цен можно избежать. Но нужно госрегулирование.

В Украине вернулись к необходимости создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов. Соответствующий вопрос обсуждался 28 мая во время онлайн-заседания рабочей группы, созданной депутатами парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ. В нем приняли участие нардепы, представители Минэкоэнерго, представители нефтегазового рынка и эксперты отрасли. Это уже далеко не первая попытка сдвинуть вопрос создания запасов с мертвой точки, и обсуждается он уже не первый год.

Мнения экспертов о том, как запасы нефтепродуктов повлияют на цену топлива.

Какие должны быть запасы

Согласно требованиям директивы 2009/119 / ЕС и регламента (ЕС) № 1099/2008, которые хотят внедрить и в Украине, минимальные запасы должны соответствовать таким условиям:

объем запасов должен равняться 90-дневному объему среднего суточного импорта нефти и нефтепродуктов или 60-дневному объему среднесуточного внутреннего потребления;

запасы должны включать объемы сырой нефти и моторного топлива (дизельное топливо и бензины) в соотношении 30/70 (нефть/топлива моторные);

моторное топливо в запасах должны распределяться в соотношении 62/38 (дизельное топливо/бензин);

закупка нефти и нефтепродуктов для минимальных запасов, их хранение, обновление и реализации осуществляется на рыночных условиях.

Напомним, что Украина подписала в 2017 году Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом. В статье 338 этого документа говорится, что совместное сотрудничество включает, в частности, осуществление энергетических стратегий и политики.

Украина обязалась до 1 сентября 2020 года приблизить нормативно-правовую базу Украины в соответствие с положениями Соглашения.

И если к требованиям по наполнению запасов у представителей рынка вопросов нет, то к тому, кто и в каких объемах должен эти запасы закупать – предостаточно.

Нужен миллиард от заправщиков

Предложенная Минэнерго модель предполагает возложение обязательств по созданию, размещению и поддержания 60% минимальных запасов на субъекты рынка. Обойдется это компаниям примерно в $1 млрд.

Как заметили в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ), если такую огромную финансовую нагрузку повесить на бизнес, то это неминуемо приведет к росту розничных цен для граждан и промышленности.

Помимо этого, выполнение таких требований только легальным бизнесом и тотальным невыполнением нелегалами, работающих вне правового поля, приведет к тому, что конкурентная среда на рынке еще больше искривится между легальными и нелегальными участниками рынка, говорят эксперты.

"Львиную долю проблем стремятся переложить на плечи трейдеров. Абсолютно понятно, что увеличение непроизводственных затрат операторов рынка на сумму около $1 млрд крайне негативно отобразится на конкурентной среде, которая и без этого на сегодняшний день имеет существенные "перекосы" из-за нелегального сегмента", – говорит эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.

Предлагают наполнять за счет акциза

Эксперты энергорынка неоднократно рекомендовали формирование и поддержание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов осуществлять за счет увеличения средневзвешенной ставки акцизного сбора на дизельное топливо и бензин на уровне $24,58 /т.

То есть эта часть акцизного налога должна была формировать минимальные запасы нефти и нефтепродуктов в Украине.

Увеличение ставок акцизного налога на бензин и дизельное топливо неизбежны. Украина подписала соглашение по имплементации Директивы 2003/96/ЕС, согласно которому минимальная ставка акцизного налога на бензин должна быть установлена на уровне 359 евро/тыс.л, а дизтопливо – 330 евро/тыс.л.

"В рамках подписанного Соглашения об ассоциации с ЕС Украина вынуждена будет увеличить ставки акцизного налога на все виды топлива. Мы предложили нашему правительству остановиться на минимальных ставках акцизного налога примененных в ЕС. Это обеспечит рост поступлений по акцизному налогу в госбюджет более чем на 69 млрд грн в год", – рассказал UBR.ua директор компании "Укравтономгаз" Андрей Дорофеев.

Таким образом, еще один вариант наполнения запасов – увеличение акциза с 213,5 до 359 евро/тыс.л, а на "дизель" – увеличение акциза с 139,5 до 330 евро/тыс.л.

Если пересчитать в гривнах, то возможное подорожание топлива на АЗС для дизеля составит 5,5 грн/л, а для бензина – 4,2 грн/л.

"Чтобы население не почувствовало этого подорожания правительству нужно комплексно подойти к контролю формирования цен на АЗС. Например, в период карантина маржа на продаже "дизеля" у некоторых компаний достигала 100%. При оптовой цене на дизтопливо в 12,50 грн/л, владельцы некоторых сетей не спешили снижать цены ниже 25 грн/л. Если будет введено госрегулирование цен на топливо и будет более эффективная работа АМКУ, то цены на заправках могут даже уменьшиться при увеличении ставок акциза", – говорит Андрей Дорофеев.

Кто должен платить

Сейчас в ЕС уже подготовлена и фактически с 2021 года будет введена в действие еще одна директива "О хранении энергоресурсов", которая будет касаться всех энергоносителей, а не только нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, Украина уже запаздывает с выполнением требований директивы 2009/119/ЕС.

Тем более, что экономическая ситуация в стране и мире в целом сейчас не самая благоприятная, особенно, если учесть, что такая программа – это весьма долгосрочный проект.

Порядка 10 лет понадобилось многим европейским странам для ее осуществления. В большинстве стран ЕС это было сделано за государственный счет, но есть и совместные программы с бизнесом. В последнем случае, доля бизнеса в запасах считается просто как не снижаемый остаток в торговой сети или на НПЗ.

В любом случае, сначала хорошо бы победить нелегальный рынок, а уже потом говорить об участии частного бизнеса, говорят эксперты.

"Что касается запасов нефти, то эту часть может свободно реализовать "Укртранснафта", если Верховная Рада примет соответствующие изменения в действующее законодательство. Для этого у этой компании, под нынешним руководством, есть и ресурсы, и понимание проблемы", – заметил нам Леонид Косянчук.

Интересные автостатьи

Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.
«Умные» шины – какую пользу получат потребители от сенсорной технологии Беспилотные автомобили, которым необходимо определять дорожные условия без участия человека, ставят соответствующие требования к шинам. Эксперт компании Nokian Tyres считает, что “умные” шины с подключенными к ним датчиками станут привычным явлением максимум через 5 лет.
Электромагнитные излучения создадут тяговую силу для электромобиля Pi Car Электромобили загрязняют окружающую среду даже больше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания? Объединив международную команду ученых, компания Neutrino Energy Group решает задачу поиска возможностей обеспечения питания электромобилей будущего.
Легендарному внедорожнику Range Rover исполняется 50 лет 17 июня 2020 года Range Rover празднует золотой юбилей: за 50 лет этот внедорожник стал одной из самых прогрессивных моделей мира и самым популярным авто среди всех моделей Land Rover.
Как подготовиться к автомобильному путешествию в сезон отпусков События 2020 года, прежде всего карантинные ограничения, внесли существенные изменения в планы жителей Украины. В частности, ограничения на международное авиасообщение предопределили тренд отдыха этого года – внутренний туризм.
CITROËN ë-SpaceTourer: полностью электрический 9-местный вэн Покупатели могут выбрать размер кузова, количество посадочных мест и уровень комплектации автомобиля.
Porsche представил новые модели Cayenne GTS с двигателем V8 Porsche дополняет линейку внедорожников двумя новыми моделями Cayenne GTS и Cayenne GTS Coupe. Их главными особенностями стали эксклюзивность деталей и спортивная динамика.
Каким будет новый Hyundai Santa Fe? Компания Hyundai Motor опубликовала первое изображение экстерьера обновленного кроссовера Santa Fe, который поступит в продажу во второй половине 2020 года. Тизер демонстрирует новый, более брутальный, но в то же время изысканный вид передней части автомобиля.
8 недорогих китайских электромобилей, которые можно купить в Украине Если при упоминании электромобиля вам на ум приходит только Tesla и Nissan Leaf - вы ничего не знаете об электромобилях. То же самое касается и китайского автопрома: Chery QQ и Geely CK, которым уже более 15 лет - это вообще не то, чем может удивить современный китайский авторынок.
В Германии теперь можно намного быстрее лишиться водительских прав В Германии начал действовать новый штрафной каталог для водителей. Некоторые административные штрафы существенно повысили, а также ввели новые наказания.
Путешествовать, не выходя из дома: самые недорогие стандартные автокемперы Хотели рассказать о серийных машинах, которые на некоторое время могут стать домом, в котором вид из окна всегда меняется.
Как проводить гигиену автомобиля, чтобы уменьшить риск распространения коронавируса Сегодня, чтобы избежать распространения коронавируса на территории Украины, каждому автовладельцу следует тщательно обрабатывать транспортное средство в период его эксплуатации.

Больше новостей