Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии

01.07.2020 р. в 21:48, segodnya

Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии
Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии

Количество независимых субъектов, осуществлявших техконтроль транспортных средств, резко сократилось

Украина постепенно возвращается к нормальной жизни. Однако автомобильный рынок еще никак не набрал привычные обороты. Способствует этому и Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств", который застопорил работу многих центров по техосмотру автомобилей.

Общий объем рынка оценивается в более чем миллиард гривен ежегодно. В сфере сертификации уже создана монополия. Из 57 предприятий, которые ранее осуществляли сертификацию и были "уполномочены" Министерством инфраструктуры Украины, осталось десять. При этом количество выданных сертификатов на все транспортные средства (как новые, так и "б/у") неуклонно растет, а сама процедура все больше усложняется.

По словам эксперта Игоря Черненко, сейчас в Украине создана довольно сложная схема взаимосвязанных государственных органов, которые отвечают и контролируют доступ к деятельности предприятий в сфере техосмотра. Но принятие решений замыкается на немногих, что создает ситуацию, похожую на монополию. Предпринимателям, которые получили аккредитацию и собрали полный пакет документов для осуществления деятельности в сфере техосмотров, часто отказывают без основательных причин. А требования к необходимым документам часто меняются. Причем об изменениях предприниматели узнают уже постфактум. В итоге за последние полтора-два года количество независимых субъектов, осуществлявших технический контроль транспортных средств, сократилось с 400 до 150. При этом абсолютное большинство из этих 150 компаний и фирм находятся в сфере влияния немногих лиц, которые занимаются проверкой документов предпринимателей после аккредитационных испытательных. Из обязательных ежегодных более 700 тысяч технических осмотров более 1/3 проводят всего лишь две (!) компании. При средней стоимости техосмотра в 1000 гривен, несложно подсчитать и понять такую выборочность.

Министерство инфраструктуры Украины, оправдывая изменения, ссылается на европейскую практику. Однако, есть факты, на которых акцентируют внимание международные эксперты. Среди главных спорных пунктов данного законопроекта – создание Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, которому предлагается предоставить полномочия на допуск к хозяйственной деятельности по техосмотру, контроль за таким предприятием, а также возможность останавливать деятельность проводящего техосмотр предприятия без четко регламентирующих причин. "Добровольно-принудительный" ввод в состав Бюро предприятий, участвующих в техническом осмотре автомобилей. Как отмечает Игорь Черненко, права органа, уполномоченного ЕС осуществлять выдачу аккредитаций, четко регламентируется законами и директивами Европейского Союза. Все станции, получившие разрешения на подобный вид деятельности, обязаны пройти тщательную экспертизу на предмет соответствия, а правила рынка – должны быть едиными для всех.

В процессе судебных разбирательств суды двух инстанций приняли во внимание явное нарушение процедуры принятия постановления. Ссылаясь на несколько ключевых пунктов, которым оспариваемое в суде постановление Кабмина №46 не соответствует. Интересно, что постановление КМУ отличается от согласованного всеми инстанциями проекта на 95%.

В ходе процесса разработки в постановлении появилось сразу несколько моментов, которые повлияли работу большинства предприятий и закладывают основу под создание монополии в будущем. Согласно постановлению, предприятия можно лишать лицензии практически по любому поводу, а бланки должны быть оснащены радиометками, что сразу же повысило их стоимость с 3 до почти 70 гривен. И самое интересно, что обеспечить необходимое количество радиометок государство просто не в состоянии, из-за чего работа центров практически стала, а вхождение новых предприятий на рынок затрудненно.

Сейчас предпринимателей просто отсылают из одного ведомства в другое – из Министерства инфраструктуры в Национальное агентство по аккредитации. При этом, как признаются сами бизнесмены, они просто не могут преодолеть, а иногда – справиться с конфликтом интересов. По словам экспертов, фактически создаются условия для монополизации, и если ситуация не изменится в ближайшее время, нас могут ждать серьезные имиджевые потери, а владельцев транспортных средств и предпринимателей – возможно, увеличение финансовых затрат. Если предпринимателям и простым автомобилистам не удастся отстоять свою правоту, стоимость техосмотра может снова возрасти.

"Мы уже выиграли два суда, – отмечает юрист Игорь Черненко. – В обоих случаях судьи приняли во внимание наши доводы. Но ответчик усиленно пытается отстоять свои интересы. В итоге мы получим то, что уже имеем, но в гораздо больших масштабах. Возможно, потерю доверия европейских партнеров и тысяч рабочих мест, а также увеличение стоимости услуг. Правда – на нашей стороне, надеемся, что и Верховный суд внимет здравому смыслу".

Цікаві автомобільні публікації

Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.

Більше новин