Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии

01.07.2020 р. в 21:48, segodnya

Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии
Техосмотр в современных условиях: европейский опыт или создание монополии

Количество независимых субъектов, осуществлявших техконтроль транспортных средств, резко сократилось

Украина постепенно возвращается к нормальной жизни. Однако автомобильный рынок еще никак не набрал привычные обороты. Способствует этому и Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств", который застопорил работу многих центров по техосмотру автомобилей.

Общий объем рынка оценивается в более чем миллиард гривен ежегодно. В сфере сертификации уже создана монополия. Из 57 предприятий, которые ранее осуществляли сертификацию и были "уполномочены" Министерством инфраструктуры Украины, осталось десять. При этом количество выданных сертификатов на все транспортные средства (как новые, так и "б/у") неуклонно растет, а сама процедура все больше усложняется.

По словам эксперта Игоря Черненко, сейчас в Украине создана довольно сложная схема взаимосвязанных государственных органов, которые отвечают и контролируют доступ к деятельности предприятий в сфере техосмотра. Но принятие решений замыкается на немногих, что создает ситуацию, похожую на монополию. Предпринимателям, которые получили аккредитацию и собрали полный пакет документов для осуществления деятельности в сфере техосмотров, часто отказывают без основательных причин. А требования к необходимым документам часто меняются. Причем об изменениях предприниматели узнают уже постфактум. В итоге за последние полтора-два года количество независимых субъектов, осуществлявших технический контроль транспортных средств, сократилось с 400 до 150. При этом абсолютное большинство из этих 150 компаний и фирм находятся в сфере влияния немногих лиц, которые занимаются проверкой документов предпринимателей после аккредитационных испытательных. Из обязательных ежегодных более 700 тысяч технических осмотров более 1/3 проводят всего лишь две (!) компании. При средней стоимости техосмотра в 1000 гривен, несложно подсчитать и понять такую выборочность.

Министерство инфраструктуры Украины, оправдывая изменения, ссылается на европейскую практику. Однако, есть факты, на которых акцентируют внимание международные эксперты. Среди главных спорных пунктов данного законопроекта – создание Бюро по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств, которому предлагается предоставить полномочия на допуск к хозяйственной деятельности по техосмотру, контроль за таким предприятием, а также возможность останавливать деятельность проводящего техосмотр предприятия без четко регламентирующих причин. "Добровольно-принудительный" ввод в состав Бюро предприятий, участвующих в техническом осмотре автомобилей. Как отмечает Игорь Черненко, права органа, уполномоченного ЕС осуществлять выдачу аккредитаций, четко регламентируется законами и директивами Европейского Союза. Все станции, получившие разрешения на подобный вид деятельности, обязаны пройти тщательную экспертизу на предмет соответствия, а правила рынка – должны быть едиными для всех.

В процессе судебных разбирательств суды двух инстанций приняли во внимание явное нарушение процедуры принятия постановления. Ссылаясь на несколько ключевых пунктов, которым оспариваемое в суде постановление Кабмина №46 не соответствует. Интересно, что постановление КМУ отличается от согласованного всеми инстанциями проекта на 95%.

В ходе процесса разработки в постановлении появилось сразу несколько моментов, которые повлияли работу большинства предприятий и закладывают основу под создание монополии в будущем. Согласно постановлению, предприятия можно лишать лицензии практически по любому поводу, а бланки должны быть оснащены радиометками, что сразу же повысило их стоимость с 3 до почти 70 гривен. И самое интересно, что обеспечить необходимое количество радиометок государство просто не в состоянии, из-за чего работа центров практически стала, а вхождение новых предприятий на рынок затрудненно.

Сейчас предпринимателей просто отсылают из одного ведомства в другое – из Министерства инфраструктуры в Национальное агентство по аккредитации. При этом, как признаются сами бизнесмены, они просто не могут преодолеть, а иногда – справиться с конфликтом интересов. По словам экспертов, фактически создаются условия для монополизации, и если ситуация не изменится в ближайшее время, нас могут ждать серьезные имиджевые потери, а владельцев транспортных средств и предпринимателей – возможно, увеличение финансовых затрат. Если предпринимателям и простым автомобилистам не удастся отстоять свою правоту, стоимость техосмотра может снова возрасти.

"Мы уже выиграли два суда, – отмечает юрист Игорь Черненко. – В обоих случаях судьи приняли во внимание наши доводы. Но ответчик усиленно пытается отстоять свои интересы. В итоге мы получим то, что уже имеем, но в гораздо больших масштабах. Возможно, потерю доверия европейских партнеров и тысяч рабочих мест, а также увеличение стоимости услуг. Правда – на нашей стороне, надеемся, что и Верховный суд внимет здравому смыслу".

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин