«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

08.07.2020 р. в 18:11, zn.ua

«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?
«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

В рамках национальной программы «Большое строительство» в Украине строят первую бетонную дорогу Н-31 Днепр—Царичанка—Кобеляки—Решетиловка. Впрочем, для государства, планирующего эффективно расходовать средства и вместе с тем обеспечивать качественную инфраструктуру, одной бетонной дороги явно недостаточно.

С начала марта в Украине реализуется национальный проект «Большое строительство». Государство планирует в течение года построить свыше 100 школ, 100 детсадов, 100 стадионов и 200 новых приемных отделений больниц. Кроме того, в рамках программы планируется сделать капитальный ремонт или построить с нуля 6500 км дорог до конца 2020 года. Как утверждают в руководстве проекта, «Большое строительство» основано на принципах энергоэффективности и, соответственно, экономии средств громад. Но пока в программе преимущество предоставляется именно асфальтированным дорогам. Хотя, в отличие от бетона, у асфальта меньший срок эксплуатации, к тому же он не выдерживает влияния жары, мороза, грузовиков. Нет у асфальта преимуществ и с точки зрения экологии, в то время как бетон состоит в основном из природных ингредиентов.

Мировая практика vs Украина

По всему миру активно строятся дороги из бетона. Так, Эстонский союз производителей строительных материалов подсчитал, что затраты при бетонном покрытии на 40% меньше, чем при асфальтовом, если при сравнимых условиях сопоставлять затраты на покрытие шоссе в течение всего жизненного цикла дороги. Долгое время в Эстонии считали, что транспортные нагрузки и частота движения не достигли того уровня, чтобы эта технология стала прибыльной. Сейчас это утверждение опровергли, и в стране начинают рассчитывать, на каких участках целесообразно сделать бетонные дороги.

Исследование Украинского института будущего демонстрирует экономические эффекты от строительства бетонных дорог до 2030 года в Украине. В исследовании речь идет о том, что при строительстве цементобетонных дорог экономический эффект на ВВП Украины составит от 8,5 млрд до 19,4 млрд долл., тогда как для асфальтобетонных — максимум 3,3 млрд.

В странах ЕС количество цементобетонных дорог — около 40%, в США — 60%, а Индия в целом решила направить политику развития на строительство 100% дорог из бетона. Кроме того, надежность и экономическую целесообразность именно цементных дорог пропагандирует Всемирный банк. В учреждении рассчитали, что бетонные дороги — идеальный выход для бедных стран, где бюджет на дорожную инфраструктуру не предусматривает капитальные ремонты и в целом крупные расходы.

В Украине всего 1% бетонных дорог. При этом лишь 26% дорог в стране способны выдерживать тяжеловесные грузовики, что свидетельствует об острой проблеме качества дорожной инфраструктуры.

Почему бетонные дороги прочнее

Следует заметить, что толщина бетонного покрытия вместе с уплотненным грунтом — около 1,5 метра. Бетонная дорога насчитывает три слоя: грунт, подстилающий пласт (механически уплотненный щебень) и собственно бетонное покрытие, которое может состоять из нескольких слоев. Так называемый тяжелый бетон (верхний слой) имеет толщину почти 26 см. Кроме того, в бетонном слое установлены армирующие элементы, которые добавляют дополнительную прочность покрытию, а также не дают бетону сдвигаться при нарезке швов.

Благодаря этому бетонные дороги более стойкие к крупногабаритному и тяжелому транспорту: большая и прочная бетонная плита не прогибается под колесами грузовиков. Именно это является залогом целостности дорожного полотна, следовательно, и его продолжительной эксплуатации.

Есть преимущества у бетонных дорог и конкретно для украинских водителей. У бетона есть некоторые особенности, благодаря чему тормозной путь на дорогах с таким покрытием меньше. К тому же на цементобетонных дорогах проще ездить в темное время суток, — благодаря отражающей способности бетона, лучше виден путь. Таким образом, с бетонными дорогами можно рассчитывать на улучшение безопасности на трассах, а также на уместное увеличение средней скорости грузовиков.

Эксперты рынка также видят в переходе на бетон еще один косвенный экономический эффект: сокращение расхода топлива для автомобилей. Это становится заметным не в каждом конкретном случае, а в масштабах всей страны, которая, к тому же, импортирует горючее.

Почему Украина до сих пор выбирает асфальт?

Несмотря на очевидные преимущества цементобетонных дорог, Украина продолжает строить асфальтовые. Это можно объяснить следующим образом: в краткосрочной перспективе асфальтовые дороги выглядят дешевле, а должностным лицам значительно проще утвердить бюджет на год, чем планировать в категориях десятилетий.

Но себестоимость асфальтовых дорог низкая исключительно из расчета на несколько лет, поэтому утверждение о высокой цене бетонного покрытия теряет свою актуальность. С учетом длительности жизненного цикла бетонные дороги значительно выгоднее. Так, жизненный цикл цементобетонного покрытия составляет 20–25 лет, в то время как асфальтового — только до 8–10 лет, да и то исключительно при надлежащем уходе и регулярных ремонтах.

В основе асфальтовых дорог — битум, производимый из переработанной нефти. Понятно, что при такой основе, которой нет в стране, этот продукт импортируется. На битум в асфальте приходится 8–10% по массе, а если говорить о стоимости, то 56–60%. По оценкам экспертов Украинского института будущего, импортный битум нивелирует все попытки страны добиться роста ВВП. Асфальт не только экономически невыгоден, он еще и делает Украину импортозависимой.

Для строительства же бетонных дорог используется только украинский цемент, объемов которого в стране хватает, чтобы полностью обеспечить потребности отрасли строительства на сотни лет вперед. К тому же в этом случае возрастает количество рабочих мест.

Следует отметить, что все тенденции указывают на то, что движение по дорогам со временем будет только усиливаться. Например, международная инженерно-дизайнерская компания ARUP прогнозирует, что количество машин на дорогах мира ежегодно будет возрастать на 3%, к тому же большинство автомобилей будут двигаться по городским трассам. Это указывает на то, что дорожная инфраструктура должна меняться — быть более инновационной, крепкой и прочной. Именно таким решением может стать строительство цементобетонных дорог.

Цікаві автомобільні публікації

Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.
Усовершенствовать Ланос: аксессуары и комплектующие Chevrolet или Daewoo Lanos, который стал классикой своего сегмента, предлагает владельцам уникальную возможность дополнить свой автомобиль разнообразными аксессуарами и комплектующими. Существует несколько важных элементов, которые могут сделать ваш Ланос еще более стильным и функциональным – какие же?
Терміновий викуп автомобілів у Києві: швидке та зручне рішення для власників У світі постійно змінюються обставини, і іноді власники автомобілів знаходяться в ситуаціях, коли терміновий викуп стає єдиним виходом. У цьому контексті велику популярність отримав викуп авто в Києві. Однією з провідних компаній у цьому напрямку є "AvtoPride", яка пропонує широкий спектр послуг для власників транспортних засобів.
Новый Toyota Hilux: совершенство в каждой детали Toyota Hilux - икона надежности и мощи в мире пикапов. Тойота Хайлюкс от Сити Плаза продолжает легенду, предлагая выдающуюся производительность, внедорожные возможности и стильный дизайн.
Еволюція автомобільних двигунів: від перших бензинових до сучасних електричних систем Перші двигуни ДВС були з одним циліндром і, щоб зробити силовий агрегат потужнішим, доводилось збільшувати об'єм циліндра. Згодом стали досягати більшої потужності шляхом збільшенням кількості циліндрів.
Виды боковых зеркал Хороший обзор и безопасность во время езды или парковки — ключевые параметры, которые дают боковые зеркала. Более того, законодательно автомобиль не может ездить по дорогах общего пользования без этих комплектующих или с разбитым зеркальным полотном.
Амортизаторы для надежной дорожной уверенности от УКР ПАРТС Работоспособные амортизаторы автомобиля играют ключевую роль в обеспечении комфорта и безопасности во время движения. Автомобиль подвергается воздействию разнонаправленных сил, которые могут повлиять на его управляемость и стабильность.
Ще більший та потужніший: чим здивує оновлений пікап Mitsubishi L200? Нещодавно у Таїланді відбулась презентація шостого покоління легендарного пікапа L200. Він збудований на новій рамі, має сучасніший салон та потужніший двигун.
Автомобільний газ: «задують» чи «надують»? Експерти перевірили якість блакитного палива на АЗС.
Японські чи китайські мотоцикли Мотоцикли – транспорт впевнених у собі людей, що цінують свободу, відчуття польоту та швидкість. Надійні «залізні друзі» є у багатьох випадках незамінними, і реальність така, що не лише байкери, але й пересічні водії постають перед потребою придбати техніку, яка служитиме довго і якісно. І при цьому коштуватиме порівняно недорого – адже економічної кризи в країні оминути не вдається нікому.
Когда менять воздушный фильтр Фильтрующие элементы – детали, отвечающие за защиту и нормальное функционирование ДВС.

Більше новин