«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

08.07.2020 г. в 18:11, zn.ua

«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?
«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

В рамках национальной программы «Большое строительство» в Украине строят первую бетонную дорогу Н-31 Днепр—Царичанка—Кобеляки—Решетиловка. Впрочем, для государства, планирующего эффективно расходовать средства и вместе с тем обеспечивать качественную инфраструктуру, одной бетонной дороги явно недостаточно.

С начала марта в Украине реализуется национальный проект «Большое строительство». Государство планирует в течение года построить свыше 100 школ, 100 детсадов, 100 стадионов и 200 новых приемных отделений больниц. Кроме того, в рамках программы планируется сделать капитальный ремонт или построить с нуля 6500 км дорог до конца 2020 года. Как утверждают в руководстве проекта, «Большое строительство» основано на принципах энергоэффективности и, соответственно, экономии средств громад. Но пока в программе преимущество предоставляется именно асфальтированным дорогам. Хотя, в отличие от бетона, у асфальта меньший срок эксплуатации, к тому же он не выдерживает влияния жары, мороза, грузовиков. Нет у асфальта преимуществ и с точки зрения экологии, в то время как бетон состоит в основном из природных ингредиентов.

Мировая практика vs Украина

По всему миру активно строятся дороги из бетона. Так, Эстонский союз производителей строительных материалов подсчитал, что затраты при бетонном покрытии на 40% меньше, чем при асфальтовом, если при сравнимых условиях сопоставлять затраты на покрытие шоссе в течение всего жизненного цикла дороги. Долгое время в Эстонии считали, что транспортные нагрузки и частота движения не достигли того уровня, чтобы эта технология стала прибыльной. Сейчас это утверждение опровергли, и в стране начинают рассчитывать, на каких участках целесообразно сделать бетонные дороги.

Исследование Украинского института будущего демонстрирует экономические эффекты от строительства бетонных дорог до 2030 года в Украине. В исследовании речь идет о том, что при строительстве цементобетонных дорог экономический эффект на ВВП Украины составит от 8,5 млрд до 19,4 млрд долл., тогда как для асфальтобетонных — максимум 3,3 млрд.

В странах ЕС количество цементобетонных дорог — около 40%, в США — 60%, а Индия в целом решила направить политику развития на строительство 100% дорог из бетона. Кроме того, надежность и экономическую целесообразность именно цементных дорог пропагандирует Всемирный банк. В учреждении рассчитали, что бетонные дороги — идеальный выход для бедных стран, где бюджет на дорожную инфраструктуру не предусматривает капитальные ремонты и в целом крупные расходы.

В Украине всего 1% бетонных дорог. При этом лишь 26% дорог в стране способны выдерживать тяжеловесные грузовики, что свидетельствует об острой проблеме качества дорожной инфраструктуры.

Почему бетонные дороги прочнее

Следует заметить, что толщина бетонного покрытия вместе с уплотненным грунтом — около 1,5 метра. Бетонная дорога насчитывает три слоя: грунт, подстилающий пласт (механически уплотненный щебень) и собственно бетонное покрытие, которое может состоять из нескольких слоев. Так называемый тяжелый бетон (верхний слой) имеет толщину почти 26 см. Кроме того, в бетонном слое установлены армирующие элементы, которые добавляют дополнительную прочность покрытию, а также не дают бетону сдвигаться при нарезке швов.

Благодаря этому бетонные дороги более стойкие к крупногабаритному и тяжелому транспорту: большая и прочная бетонная плита не прогибается под колесами грузовиков. Именно это является залогом целостности дорожного полотна, следовательно, и его продолжительной эксплуатации.

Есть преимущества у бетонных дорог и конкретно для украинских водителей. У бетона есть некоторые особенности, благодаря чему тормозной путь на дорогах с таким покрытием меньше. К тому же на цементобетонных дорогах проще ездить в темное время суток, — благодаря отражающей способности бетона, лучше виден путь. Таким образом, с бетонными дорогами можно рассчитывать на улучшение безопасности на трассах, а также на уместное увеличение средней скорости грузовиков.

Эксперты рынка также видят в переходе на бетон еще один косвенный экономический эффект: сокращение расхода топлива для автомобилей. Это становится заметным не в каждом конкретном случае, а в масштабах всей страны, которая, к тому же, импортирует горючее.

Почему Украина до сих пор выбирает асфальт?

Несмотря на очевидные преимущества цементобетонных дорог, Украина продолжает строить асфальтовые. Это можно объяснить следующим образом: в краткосрочной перспективе асфальтовые дороги выглядят дешевле, а должностным лицам значительно проще утвердить бюджет на год, чем планировать в категориях десятилетий.

Но себестоимость асфальтовых дорог низкая исключительно из расчета на несколько лет, поэтому утверждение о высокой цене бетонного покрытия теряет свою актуальность. С учетом длительности жизненного цикла бетонные дороги значительно выгоднее. Так, жизненный цикл цементобетонного покрытия составляет 20–25 лет, в то время как асфальтового — только до 8–10 лет, да и то исключительно при надлежащем уходе и регулярных ремонтах.

В основе асфальтовых дорог — битум, производимый из переработанной нефти. Понятно, что при такой основе, которой нет в стране, этот продукт импортируется. На битум в асфальте приходится 8–10% по массе, а если говорить о стоимости, то 56–60%. По оценкам экспертов Украинского института будущего, импортный битум нивелирует все попытки страны добиться роста ВВП. Асфальт не только экономически невыгоден, он еще и делает Украину импортозависимой.

Для строительства же бетонных дорог используется только украинский цемент, объемов которого в стране хватает, чтобы полностью обеспечить потребности отрасли строительства на сотни лет вперед. К тому же в этом случае возрастает количество рабочих мест.

Следует отметить, что все тенденции указывают на то, что движение по дорогам со временем будет только усиливаться. Например, международная инженерно-дизайнерская компания ARUP прогнозирует, что количество машин на дорогах мира ежегодно будет возрастать на 3%, к тому же большинство автомобилей будут двигаться по городским трассам. Это указывает на то, что дорожная инфраструктура должна меняться — быть более инновационной, крепкой и прочной. Именно таким решением может стать строительство цементобетонных дорог.

Интересные автостатьи

Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.
«Умные» шины – какую пользу получат потребители от сенсорной технологии Беспилотные автомобили, которым необходимо определять дорожные условия без участия человека, ставят соответствующие требования к шинам. Эксперт компании Nokian Tyres считает, что “умные” шины с подключенными к ним датчиками станут привычным явлением максимум через 5 лет.
Электромагнитные излучения создадут тяговую силу для электромобиля Pi Car Электромобили загрязняют окружающую среду даже больше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания? Объединив международную команду ученых, компания Neutrino Energy Group решает задачу поиска возможностей обеспечения питания электромобилей будущего.
Легендарному внедорожнику Range Rover исполняется 50 лет 17 июня 2020 года Range Rover празднует золотой юбилей: за 50 лет этот внедорожник стал одной из самых прогрессивных моделей мира и самым популярным авто среди всех моделей Land Rover.
Как подготовиться к автомобильному путешествию в сезон отпусков События 2020 года, прежде всего карантинные ограничения, внесли существенные изменения в планы жителей Украины. В частности, ограничения на международное авиасообщение предопределили тренд отдыха этого года – внутренний туризм.
CITROËN ë-SpaceTourer: полностью электрический 9-местный вэн Покупатели могут выбрать размер кузова, количество посадочных мест и уровень комплектации автомобиля.
Porsche представил новые модели Cayenne GTS с двигателем V8 Porsche дополняет линейку внедорожников двумя новыми моделями Cayenne GTS и Cayenne GTS Coupe. Их главными особенностями стали эксклюзивность деталей и спортивная динамика.

Больше новостей