«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

08.07.2020 р. в 18:11, zn.ua

«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?
«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

В рамках национальной программы «Большое строительство» в Украине строят первую бетонную дорогу Н-31 Днепр—Царичанка—Кобеляки—Решетиловка. Впрочем, для государства, планирующего эффективно расходовать средства и вместе с тем обеспечивать качественную инфраструктуру, одной бетонной дороги явно недостаточно.

С начала марта в Украине реализуется национальный проект «Большое строительство». Государство планирует в течение года построить свыше 100 школ, 100 детсадов, 100 стадионов и 200 новых приемных отделений больниц. Кроме того, в рамках программы планируется сделать капитальный ремонт или построить с нуля 6500 км дорог до конца 2020 года. Как утверждают в руководстве проекта, «Большое строительство» основано на принципах энергоэффективности и, соответственно, экономии средств громад. Но пока в программе преимущество предоставляется именно асфальтированным дорогам. Хотя, в отличие от бетона, у асфальта меньший срок эксплуатации, к тому же он не выдерживает влияния жары, мороза, грузовиков. Нет у асфальта преимуществ и с точки зрения экологии, в то время как бетон состоит в основном из природных ингредиентов.

Мировая практика vs Украина

По всему миру активно строятся дороги из бетона. Так, Эстонский союз производителей строительных материалов подсчитал, что затраты при бетонном покрытии на 40% меньше, чем при асфальтовом, если при сравнимых условиях сопоставлять затраты на покрытие шоссе в течение всего жизненного цикла дороги. Долгое время в Эстонии считали, что транспортные нагрузки и частота движения не достигли того уровня, чтобы эта технология стала прибыльной. Сейчас это утверждение опровергли, и в стране начинают рассчитывать, на каких участках целесообразно сделать бетонные дороги.

Исследование Украинского института будущего демонстрирует экономические эффекты от строительства бетонных дорог до 2030 года в Украине. В исследовании речь идет о том, что при строительстве цементобетонных дорог экономический эффект на ВВП Украины составит от 8,5 млрд до 19,4 млрд долл., тогда как для асфальтобетонных — максимум 3,3 млрд.

В странах ЕС количество цементобетонных дорог — около 40%, в США — 60%, а Индия в целом решила направить политику развития на строительство 100% дорог из бетона. Кроме того, надежность и экономическую целесообразность именно цементных дорог пропагандирует Всемирный банк. В учреждении рассчитали, что бетонные дороги — идеальный выход для бедных стран, где бюджет на дорожную инфраструктуру не предусматривает капитальные ремонты и в целом крупные расходы.

В Украине всего 1% бетонных дорог. При этом лишь 26% дорог в стране способны выдерживать тяжеловесные грузовики, что свидетельствует об острой проблеме качества дорожной инфраструктуры.

Почему бетонные дороги прочнее

Следует заметить, что толщина бетонного покрытия вместе с уплотненным грунтом — около 1,5 метра. Бетонная дорога насчитывает три слоя: грунт, подстилающий пласт (механически уплотненный щебень) и собственно бетонное покрытие, которое может состоять из нескольких слоев. Так называемый тяжелый бетон (верхний слой) имеет толщину почти 26 см. Кроме того, в бетонном слое установлены армирующие элементы, которые добавляют дополнительную прочность покрытию, а также не дают бетону сдвигаться при нарезке швов.

Благодаря этому бетонные дороги более стойкие к крупногабаритному и тяжелому транспорту: большая и прочная бетонная плита не прогибается под колесами грузовиков. Именно это является залогом целостности дорожного полотна, следовательно, и его продолжительной эксплуатации.

Есть преимущества у бетонных дорог и конкретно для украинских водителей. У бетона есть некоторые особенности, благодаря чему тормозной путь на дорогах с таким покрытием меньше. К тому же на цементобетонных дорогах проще ездить в темное время суток, — благодаря отражающей способности бетона, лучше виден путь. Таким образом, с бетонными дорогами можно рассчитывать на улучшение безопасности на трассах, а также на уместное увеличение средней скорости грузовиков.

Эксперты рынка также видят в переходе на бетон еще один косвенный экономический эффект: сокращение расхода топлива для автомобилей. Это становится заметным не в каждом конкретном случае, а в масштабах всей страны, которая, к тому же, импортирует горючее.

Почему Украина до сих пор выбирает асфальт?

Несмотря на очевидные преимущества цементобетонных дорог, Украина продолжает строить асфальтовые. Это можно объяснить следующим образом: в краткосрочной перспективе асфальтовые дороги выглядят дешевле, а должностным лицам значительно проще утвердить бюджет на год, чем планировать в категориях десятилетий.

Но себестоимость асфальтовых дорог низкая исключительно из расчета на несколько лет, поэтому утверждение о высокой цене бетонного покрытия теряет свою актуальность. С учетом длительности жизненного цикла бетонные дороги значительно выгоднее. Так, жизненный цикл цементобетонного покрытия составляет 20–25 лет, в то время как асфальтового — только до 8–10 лет, да и то исключительно при надлежащем уходе и регулярных ремонтах.

В основе асфальтовых дорог — битум, производимый из переработанной нефти. Понятно, что при такой основе, которой нет в стране, этот продукт импортируется. На битум в асфальте приходится 8–10% по массе, а если говорить о стоимости, то 56–60%. По оценкам экспертов Украинского института будущего, импортный битум нивелирует все попытки страны добиться роста ВВП. Асфальт не только экономически невыгоден, он еще и делает Украину импортозависимой.

Для строительства же бетонных дорог используется только украинский цемент, объемов которого в стране хватает, чтобы полностью обеспечить потребности отрасли строительства на сотни лет вперед. К тому же в этом случае возрастает количество рабочих мест.

Следует отметить, что все тенденции указывают на то, что движение по дорогам со временем будет только усиливаться. Например, международная инженерно-дизайнерская компания ARUP прогнозирует, что количество машин на дорогах мира ежегодно будет возрастать на 3%, к тому же большинство автомобилей будут двигаться по городским трассам. Это указывает на то, что дорожная инфраструктура должна меняться — быть более инновационной, крепкой и прочной. Именно таким решением может стать строительство цементобетонных дорог.

Цікаві автомобільні публікації

Новий Opel Mokka: стильний компактний кросовер став ще більш сучасний та ще більш цифровий Продажі нового автомобіля в Європі розпочнуть вже незабаром, в Україні кросовер буде доступний починаючи з 2025 року.
Новий Porsche 911 GT3 вперше доступний одразу у двох версіях: для треку та доріг загального користування 911 GT3, одразу після появи в 1999 році, став взірцем поєднання гоночних характеристик та практичності в повсякденному житті. З нагоди 25-річчя нову модель уперше презентують одночасно у двох версіях: як орієнтований на рух треком спорткар із заднім крилом, та більш стриману версію з пакетом Touring.
Особенности летних шин для легковых автомобилей Когда температура стабильно поднимается выше +7°C, возникает необходимость замены зимних покрышек на легковые летние шины.
Гідравлічне обладнання в сільському господарстві Гідравлічне обладнання відіграє важливу роль у сучасному сільському господарстві, значно підвищуючи ефективність і продуктивність сільськогосподарських робіт. Завдяки гідравлічним системам аграрії отримують можливість автоматизувати процеси, підвищити точність виконання робіт і знизити трудовитрати.
Грузовое такси недорого во всех областях Украины Вам нужно организовать переезд из дома, квартиры, офиса или любого другого помещения, но в распоряжении нет достаточно вместительного транспорта?
Як підібрати підходящий дорожній мотоцикл для туриста. Вибір правильного дорожнього мотоцикла для подорожей є важливим кроком, який може значно вплинути на ваш досвід та безпеку. Існує багато факторів, які слід враховувати при виборі мотоцикла для туристичних поїздок. 
Преимущества мотоцикла как средства передвижения Мотоцикл, символ свободы и скорости, также является непревзойденным средством передвижения в городской суете. Его компактные размеры позволяют уверенно маневрировать даже в самых загруженных уличных пробках, обходя заторы и экономя драгоценное время.
Як правильно обрати СТО для вантажних авто Власники транспортних компаній часто звертаються до різних станцій технічного обслуговування (СТО), адже це зручно та звільняє від необхідності самостійно обслуговувати вантажівки. У кожному місті є свої СТО, що пропонують різноманітні послуги.
Нова Toyota Corolla Hybrid - на чолі ефективності та інновацій У світі постійної еволюції автомобільної індустрії, Toyota знову визначає нові стандарти з випуском свого останнього джерела піонерства - седану Corolla з гібридною силовою установкою. Цей автомобіль, здатний перетворити ідею ефективності та екологічності на реальність, вразить навіть найвимогливіших любителів автомобілів.
Руководство при выборе кондиционера для автосалона от компании «Кондиціонери України» Автосалоны, дилерские автоцентры относятся к числу объектов, на которых необходимо поддерживать температурно-влажностный режим в соответствии с нормативными требованиями. Это важная составляющая охраны труда сотрудников и заботы о комфорте клиентов. Так что без установки кондиционера не обойтись.
Особенности выбора и ухода за шинами и дисками При эксплуатации автомобиля одним из важных аспектов безопасности и производительности являются шины и диски. Эти два элемента несут на себе ответственность за сцепление с дорогой и комфорт вождения. При выборе шин необходимо обращать внимание на их тип, размер, сезонность и индексы нагрузки и скорости
Автовыкуп: почему это выгодно, что нужно знать Самое основное преимущество услуг по выкупу авто компаниями - это скорость продажи, при том, что владелец авто может получить за машину 95-97% от рыночной стоимости.

Більше новин