«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

08.07.2020 г. в 18:11, zn.ua

«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?
«Большое строительство»: нужны ли Украине бетонные дороги?

В рамках национальной программы «Большое строительство» в Украине строят первую бетонную дорогу Н-31 Днепр—Царичанка—Кобеляки—Решетиловка. Впрочем, для государства, планирующего эффективно расходовать средства и вместе с тем обеспечивать качественную инфраструктуру, одной бетонной дороги явно недостаточно.

С начала марта в Украине реализуется национальный проект «Большое строительство». Государство планирует в течение года построить свыше 100 школ, 100 детсадов, 100 стадионов и 200 новых приемных отделений больниц. Кроме того, в рамках программы планируется сделать капитальный ремонт или построить с нуля 6500 км дорог до конца 2020 года. Как утверждают в руководстве проекта, «Большое строительство» основано на принципах энергоэффективности и, соответственно, экономии средств громад. Но пока в программе преимущество предоставляется именно асфальтированным дорогам. Хотя, в отличие от бетона, у асфальта меньший срок эксплуатации, к тому же он не выдерживает влияния жары, мороза, грузовиков. Нет у асфальта преимуществ и с точки зрения экологии, в то время как бетон состоит в основном из природных ингредиентов.

Мировая практика vs Украина

По всему миру активно строятся дороги из бетона. Так, Эстонский союз производителей строительных материалов подсчитал, что затраты при бетонном покрытии на 40% меньше, чем при асфальтовом, если при сравнимых условиях сопоставлять затраты на покрытие шоссе в течение всего жизненного цикла дороги. Долгое время в Эстонии считали, что транспортные нагрузки и частота движения не достигли того уровня, чтобы эта технология стала прибыльной. Сейчас это утверждение опровергли, и в стране начинают рассчитывать, на каких участках целесообразно сделать бетонные дороги.

Исследование Украинского института будущего демонстрирует экономические эффекты от строительства бетонных дорог до 2030 года в Украине. В исследовании речь идет о том, что при строительстве цементобетонных дорог экономический эффект на ВВП Украины составит от 8,5 млрд до 19,4 млрд долл., тогда как для асфальтобетонных — максимум 3,3 млрд.

В странах ЕС количество цементобетонных дорог — около 40%, в США — 60%, а Индия в целом решила направить политику развития на строительство 100% дорог из бетона. Кроме того, надежность и экономическую целесообразность именно цементных дорог пропагандирует Всемирный банк. В учреждении рассчитали, что бетонные дороги — идеальный выход для бедных стран, где бюджет на дорожную инфраструктуру не предусматривает капитальные ремонты и в целом крупные расходы.

В Украине всего 1% бетонных дорог. При этом лишь 26% дорог в стране способны выдерживать тяжеловесные грузовики, что свидетельствует об острой проблеме качества дорожной инфраструктуры.

Почему бетонные дороги прочнее

Следует заметить, что толщина бетонного покрытия вместе с уплотненным грунтом — около 1,5 метра. Бетонная дорога насчитывает три слоя: грунт, подстилающий пласт (механически уплотненный щебень) и собственно бетонное покрытие, которое может состоять из нескольких слоев. Так называемый тяжелый бетон (верхний слой) имеет толщину почти 26 см. Кроме того, в бетонном слое установлены армирующие элементы, которые добавляют дополнительную прочность покрытию, а также не дают бетону сдвигаться при нарезке швов.

Благодаря этому бетонные дороги более стойкие к крупногабаритному и тяжелому транспорту: большая и прочная бетонная плита не прогибается под колесами грузовиков. Именно это является залогом целостности дорожного полотна, следовательно, и его продолжительной эксплуатации.

Есть преимущества у бетонных дорог и конкретно для украинских водителей. У бетона есть некоторые особенности, благодаря чему тормозной путь на дорогах с таким покрытием меньше. К тому же на цементобетонных дорогах проще ездить в темное время суток, — благодаря отражающей способности бетона, лучше виден путь. Таким образом, с бетонными дорогами можно рассчитывать на улучшение безопасности на трассах, а также на уместное увеличение средней скорости грузовиков.

Эксперты рынка также видят в переходе на бетон еще один косвенный экономический эффект: сокращение расхода топлива для автомобилей. Это становится заметным не в каждом конкретном случае, а в масштабах всей страны, которая, к тому же, импортирует горючее.

Почему Украина до сих пор выбирает асфальт?

Несмотря на очевидные преимущества цементобетонных дорог, Украина продолжает строить асфальтовые. Это можно объяснить следующим образом: в краткосрочной перспективе асфальтовые дороги выглядят дешевле, а должностным лицам значительно проще утвердить бюджет на год, чем планировать в категориях десятилетий.

Но себестоимость асфальтовых дорог низкая исключительно из расчета на несколько лет, поэтому утверждение о высокой цене бетонного покрытия теряет свою актуальность. С учетом длительности жизненного цикла бетонные дороги значительно выгоднее. Так, жизненный цикл цементобетонного покрытия составляет 20–25 лет, в то время как асфальтового — только до 8–10 лет, да и то исключительно при надлежащем уходе и регулярных ремонтах.

В основе асфальтовых дорог — битум, производимый из переработанной нефти. Понятно, что при такой основе, которой нет в стране, этот продукт импортируется. На битум в асфальте приходится 8–10% по массе, а если говорить о стоимости, то 56–60%. По оценкам экспертов Украинского института будущего, импортный битум нивелирует все попытки страны добиться роста ВВП. Асфальт не только экономически невыгоден, он еще и делает Украину импортозависимой.

Для строительства же бетонных дорог используется только украинский цемент, объемов которого в стране хватает, чтобы полностью обеспечить потребности отрасли строительства на сотни лет вперед. К тому же в этом случае возрастает количество рабочих мест.

Следует отметить, что все тенденции указывают на то, что движение по дорогам со временем будет только усиливаться. Например, международная инженерно-дизайнерская компания ARUP прогнозирует, что количество машин на дорогах мира ежегодно будет возрастать на 3%, к тому же большинство автомобилей будут двигаться по городским трассам. Это указывает на то, что дорожная инфраструктура должна меняться — быть более инновационной, крепкой и прочной. Именно таким решением может стать строительство цементобетонных дорог.

Интересные автостатьи

«Дружба» с АЗС - лояльность или уловки маркетологов? После серьёзного падения продаж из-за Ковида, обострилась конкурентная борьба за клиента у топливных компаний. А для того, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, операторы топливного рынка не только запускают, но и постоянно совершенствуют программы лояльности.
Когда лучше покупать машину? Что нас ждёт в 2021 году? Для того, чтобы сегодня максимально эффективно инвестировать в покупку автомобиля, необходимо понимать, что сейчас происходит на рынке подержанных авто и чего ожидать в будущем. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось за период лето-осень 2020-го, а так же сделаем прогноз на зиму-весну 2021-го года. Итак, давайте разбираться по порядку.
Чем новый Range Rover Evoque покорил украинский рынок? В семействе британских внедорожников Evoque называют младшим братом, ведь он меньше всех по габаритам и доступнее по цене. В 2019 году на дорогах Украины появились внедорожники второго поколения, став одними из самых продаваемых в классе.
Встречайте обновленный Jaguar F-Type: рестайлинг 2020 года Jaguar F-Type называют самым красивым автомобилем бренда. Точеные линии кузова в сочетании с невероятной оптикой делают этот спорткар центром внимания на любой дороге.
Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно?
Дизельное топливо – какое качество на дорогих и дешёвых заправках? После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется весьма солидный разброс, достигающий 5 грн. на литре. А будет ли такой же разница в качестве топлива?
Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.

Больше новостей