В Туркмении запрещают авто темного цвета

09.07.2020 г. в 11:15, dw

В Туркмении запрещают авто темного цвета
В Туркмении запрещают авто темного цвета

В Туркмении владельцы автомобилей, окрашенных в цвета, отличные от белого, продают свои машины или перекрашивают их, опасаясь запрета на вождение. Об этом сообщил информационный ресурс "Хроника Туркменистана", издаваемый правозащитной организацией "Туркменская инициатива по правам человека" в Вене.

Если бы речь шла не о Туркмении, СМИ дождались бы официальной информации о новом распоряжении властей в Ашхабаде, подкрепленной документами или заявлениями чиновников, прежде чем обсуждать введение ценза на цвет машин. Но в Туркмении ситуация особенная. Такой ценз там - уже не первый. Для местных жителей информация о цвете автомобиля, даже если бы она оказалась просто слухом, является достаточным поводом, чтобы поспешить перекрасить свое четырехколесное средство передвижения. Ведь документы и официальные распоряжения там часто заменяет устное пожелание одного лица.

Вербальное право президента Туркмении

В республике такие вопросы решает только глава государства Гурбангулы Бердымухамедов, утверждает лидер Республиканской оппозиционной партии в изгнании Нурмухаммед Ханамов. "Специального закона в Туркмении издавать не надо. Достаточно президенту устно высказать повеление или подписать некое распоряжение, которое никто публиковать не станет. Так повелось еще со времен первого президента Сапармурата Ниязова", - продолжает он.

Автомобильная тематика давно интересует Гурбангулы Бердымухамедова. При нем стали запрещать ввозить в Туркмению старые - старше двух лет - автомобили. "Потом стали неофициально препятствовать женщинам в получении водительских прав. Дальше, опять же неофициально, ввели запреты на автомобили темных цветов. Сейчас машины должны быть либо белые, либо бежевые, желтые, либо светло-серебристые. Время от времени контроль за этим требованием ослабевает, но потом опять дорожная полиция начинает водителей останавливать и требовать машины перекрасить", - рассказал DW глава ТИПЧ Фарид Тухбатуллин. По его словам, в основном "проверки на цвет" проходят в Ашхабаде. В провинции это пока не столь ощутимо.

"Это вербальное право. Когда проверки на цвет появились впервые, ГАИ стала останавливать водителей и предупреждать о новом решении правительства. А при повторной проверке, через некоторое время, машину уже отвозят на штрафную стоянку, - сообщил он. - И пока владелец ее не заберет с обязательством перекрасить в течение недели и предоставить подтверждение сотрудникам инспекции, он ее не получит. Мы неоднократно пытались найти какие-либо обоснования на бумаге, что машины должны быть светлых цветов, но нам это не удалось".

Туркменские ковры и ценз на цвет автомобилей

"Гурбангулы Бердымухамедов - любитель всего светлого. Поэтому ковры, которые традиционно были темно-красными, теперь изготовляют в светлых тонах. А полиция пользуется таким чудачеством, чтобы побольше штрафов содрать", - говорит правозащитник. Кроме того, массовая перекраска автомобилей выгодна автомастерским. А они, в основном, тоже принадлежат кругу приближенных к власти лиц, подчеркивает Фарид Тухбатуллин. С последним тезисом согласен и Нурмухаммед Ханамов.

При этом ценз на цвета автомобилей дорого обходится их владельцам. "Перекрасить машину - дело не дешевое. Автосервисы, учитывая огромный спрос на эту услугу, взвинтили цены. А у многих, кто не имеет постоянной работы, машина - единственный источник для семейного дохода, в качестве такси или грузового транспорта. Так что такой ценз - прямой удар по семейному бюджету многих людей, и чудачество это - не безобидное", - уверен собеседник DW.

Месяцы Сапармурат и Рухнама, золотые коронки и пенсии для туркмен

То, что с нового года даже светлые, но не белые машины, тоже попадут под запрет вместе с темными, пока только слух, но "в таких ситуациях люди верят слухам, потому что официальной информации все равно не последует", говорит Фарид Тухбатуллин. И люди, наученные горьким опытом, уже сейчас "спешат продать машины в маленьких городках и бегают по мастерским договариваться о перекраске машины, потому что после того, как решение вступит в силу, цены за перекраску в автосервисах снова поднимут в два-три раза", сообщил он.

Действительно, у жителей Туркмении накопился немалый опыт различных чудачеств властей. Вот перечень самых известных и курьезных примеров. Первый президент независимой республики Сапармурат Ниязов распорядился поменять названия месяцев и дней недели. Так, январь был назван его именем, март - именем его матери, сентябрь получил название книги Ниязова и стал "месяц Рухнама". Или другой пример: однажды, выступая перед студентами в университете, Туркменбаши заявил, что не следует туркменам вставлять золотые коронки. Мол, собаки грызут кости, а не вставляют золото, и у них зубы здоровые. И после этого дантисты перестали устанавливать золотые коронки, а работники публичной сферы в срочном порядке стали их у себя снимать.

Были и иные распоряжения, "непонятные нормальному человеку, живущему за пределами Туркмении, и совсем не безобидные", вспоминает Нурмухаммед Ханамов, имея в виду закрытие цирка, Академии наук, отмену пенсий под тем предлогом, что стариков у туркмен традиционно должны содержать дети. Или правило, гласящее, что прежде чем гражданке Туркмении выйти замуж за иностранца, тот должен открыть счет в республике и положить на него 50 тысяч долларов.

Светлое и темное в гараже президента Туркмении

"После появления того или иного чудачества Ниязова мне, в бытность послом Туркмении в Турции и в Израиле, дипломаты других государств задавали после приемов вопросы, что бы это значило. И я готов был сквозь землю провалиться, потому что как посол я не имел права критиковать президента, но разумное объяснение найти было невозможно", - говорит оппозиционный политик, живущий в Вене. "Видимо, у диктаторов болезнь такая - что-то особенное выдумывать", - добавляет он.

Оппозиционер отмечает, что после прихода к власти в связи со смертью Ниязова, Гурбангулы Бердымухамедов поначалу стал исправлять некоторые чудачества своего предшественника. Он вернул прежние названия месяцам и дням недели, вернул людям пенсии. "Но и у него хватает фантазии на свои чудачества, чему пример - ценз на цвета автомобилей", - рассуждает Ханамов. Такого, говорит он, при Ниязове не было. Впрочем, хоть официальной позиции властей по этому поводу нет ввиду отсутствия официальных распоряжений, некое объяснение такому их подходу к регулированию авторынка имеется - в жарком климате и при ярком солнце для здоровья полезнее ездить в светлых и даже только белых автомобилях.

"Когда мы публикуем материалы на эту тему, сторонники власти стараются в комментариях аргументировать такой подход именно климатом. Но этот аргумент был актуален лет двадцать назад, когда в машинах не было кондиционеров. Я полагаю, на желании президента видеть вокруг себя все светлое определенные люди делают прибыль. И это усугубляет ситуацию", - так видит положение дел Фарид Тухбатуллин. Кстати, он обращает внимание на то, что в парке у президента сейчас несколько машин. Среди них есть светлые автомобили, но ездит он и на черном джипе.

Интересные автостатьи

Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.
Качество автомобильного газа улучшилось, но многие грешат «недоливом» Впервые за 2 года стоимость автомобильного газа достигла 50 процентов стоимости бензина, и продолжает повышаться. В некоторых сетях цена около 12 гривен за литр, что не очень радует владельцев авто с ГБО. Кроме того, некоторые компании лоббируют введение дополнительных пошлин на импортные газ и дизель.
WOG разыгрывает дом на колесах Закрытые границы – не проблема для настоящих путешественников. Наоборот, это прекрасная возможность узнать лучше родную страну.
Что такое «помеха справа» и как правильно пользоваться этим правилом «У тебя помеха справа была!», - такое взаимное обвинение часто можно услышать от водителей, попавших в ДТП на регулируемом перекрестке, при проезде «клумбы» или взаимном перестроении.
«Умные» шины – какую пользу получат потребители от сенсорной технологии Беспилотные автомобили, которым необходимо определять дорожные условия без участия человека, ставят соответствующие требования к шинам. Эксперт компании Nokian Tyres считает, что “умные” шины с подключенными к ним датчиками станут привычным явлением максимум через 5 лет.
Электромагнитные излучения создадут тяговую силу для электромобиля Pi Car Электромобили загрязняют окружающую среду даже больше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания? Объединив международную команду ученых, компания Neutrino Energy Group решает задачу поиска возможностей обеспечения питания электромобилей будущего.
Легендарному внедорожнику Range Rover исполняется 50 лет 17 июня 2020 года Range Rover празднует золотой юбилей: за 50 лет этот внедорожник стал одной из самых прогрессивных моделей мира и самым популярным авто среди всех моделей Land Rover.
Как подготовиться к автомобильному путешествию в сезон отпусков События 2020 года, прежде всего карантинные ограничения, внесли существенные изменения в планы жителей Украины. В частности, ограничения на международное авиасообщение предопределили тренд отдыха этого года – внутренний туризм.
CITROËN ë-SpaceTourer: полностью электрический 9-местный вэн Покупатели могут выбрать размер кузова, количество посадочных мест и уровень комплектации автомобиля.
Porsche представил новые модели Cayenne GTS с двигателем V8 Porsche дополняет линейку внедорожников двумя новыми моделями Cayenne GTS и Cayenne GTS Coupe. Их главными особенностями стали эксклюзивность деталей и спортивная динамика.

Больше новостей