Таксисты хранят базы телефонов и адресов пассажиров: законно ли это

25.07.2020 г. в 08:48, segodnya

Таксисты хранят базы телефонов и адресов пассажиров: законно ли это
Таксисты хранят базы телефонов и адресов пассажиров: законно ли это

Юристы считают, что такие списки - на грани с законом, а в киберполиции говорят, что это справочная информация

Службы такси в Украине формируют учетные базы, в которых номера мобильных телефонов пассажиров сохраняются в привязке к адресам поездки. Перевозчики поясняют, что практикуют сохранение информации для удобства пассажиров и защиты от недобросовестных клиентов. Однако разрешения на хранение данных не просят, что можно расценивать как нарушение приватности. А в случает утечки данных ими могут воспользоваться злоумышленники.

"Я на днях вызвал одно из популярных такси в Киеве. Диспетчер, не дожидаясь, пока я назову точку отправления, сама предложила подать машину на мой домашний адрес. Стало откровенно неприятно, что приватности в такси – ноль. Я переспросил, мол, а что, в вашем такси мой номер телефона записан в привязке к моему домашнему адресу? На этот вопрос диспетчер ответила утвердительно. Мне бояться, конечно, нечего, но помню, что время от времени при вызове такси диспетчеры спрашивают полный адрес, включая номер квартиры. Теперь получается, что в руках службы такси есть сведения о том, что точный адрес такого-то абонента – такой-то", – рассказал нам киевлянин Владимир М.

Более подробно ситуацию разъяснил глава профсоюза таксистов Украины Василий Попик.

"База "черных" адресов, то есть таких, куда службы такси не подают машины – они есть практически в каждой службе, – рассказал нам Попик. – Причина формирования таких баз – недобросовестные пассажиры. Есть такие, которые организовывают игру – вызывают сразу несколько машин из разных служб, засекают время, кто за сколько времени приезжает. Теперь о том, что фиксируются номера телефонов и адреса. Нынешние технологии таковы, что все можно увидеть, все знать. Считаю, что это нормально. Кроме того, это даже упрощает жизнь клиенту, вызывающему такси".

По данным юристов, хранение информации о мобильных номерах в привязке к домашним адресам – на грани закона.

"Согласно законодательству Украины, получение, обработка, распространение и использование информации без разрешения конкретного физического или юридического лица влечет за собой уголовную ответственность. В данном случае имеет место обработка информации, – считает адвокат Иван Либерман. – Такие базы, как правило, попадают в третьи руки. Такие люди могут отследить местонахождение человека, могут навести квартирных воров на его жилье".

Эксперт в области безопасности Сергей Шабовта говорит, что продажа баз уже стала устойчивым бизнесом.

"Эти базы интересны криминальной среде. Кстати, такими базами располагают не только службы такси, но и службы доставки. Такие сведения могут быть первичным катализатором для противоправных действий. В наши дни защищенности от утечки нет, есть дефицит приватности", – говорит Сергей Шабовта.

Эту практику прокомментировали нам и в МВД.

"Номер мобильного телефона, с которого вызывается такси, и номер дома, к которому человек просит подать авто, не являются персональными данными, – говорит эксперт в области кибербезопасности, декан факультета киберполиции Харьковского университета внутренних дел Вячеслав Марков. – Кроме того, информация служб такси не является базой данных, это, скорее, справочная информация, которая не идентифицирует человека в полной мере. Утечка, конечно, может произойти, но такая информация может понадобиться разве что другой службе такси".

По словам Маркова, тем, кто щепетильно относится к своим данным, стоит пользоваться функцией "Скрытый номер". Впрочем, в службах такси на это ответили, что в таком случае они лишены возможности отправить клиенту сообщение о наличии автомобиля на необходимое время.

По данным киберполицейских, информация, которую пассажир предоставляет водителям через мобильные приложения, также не является персональными данными.

Интересные автостатьи

«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.
Квест с «зимней» соляркой: эксперты проверили дизельное топливо Неожиданно ударившие серьёзные морозы заставили украинских автолюбителей волноваться за аккумуляторы, а владельцев дизельных машин – и за качество солярки. Как известно, этот вид топлива при низких температурах имеет тенденцию превращаться в «кисель», а он уже в свою очередь превращает авто в «недвижимость».
«Дружба» с АЗС - лояльность или уловки маркетологов? После серьёзного падения продаж из-за Ковида, обострилась конкурентная борьба за клиента у топливных компаний. А для того, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, операторы топливного рынка не только запускают, но и постоянно совершенствуют программы лояльности.
Когда лучше покупать машину? Что нас ждёт в 2021 году? Для того, чтобы сегодня максимально эффективно инвестировать в покупку автомобиля, необходимо понимать, что сейчас происходит на рынке подержанных авто и чего ожидать в будущем. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось за период лето-осень 2020-го, а так же сделаем прогноз на зиму-весну 2021-го года. Итак, давайте разбираться по порядку.
Чем новый Range Rover Evoque покорил украинский рынок? В семействе британских внедорожников Evoque называют младшим братом, ведь он меньше всех по габаритам и доступнее по цене. В 2019 году на дорогах Украины появились внедорожники второго поколения, став одними из самых продаваемых в классе.
Встречайте обновленный Jaguar F-Type: рестайлинг 2020 года Jaguar F-Type называют самым красивым автомобилем бренда. Точеные линии кузова в сочетании с невероятной оптикой делают этот спорткар центром внимания на любой дороге.
Эксперты провели масштабное исследование «девяносто пятого» бензина По данным официальной статистики, доля белорусских бензинов в Украине в общем импорте достигла 80 процентов. Как известно, нефтеперерабатывающие заводы нашего соседа основательно модернизированы, и выпускают топливо стандарта Евро 5. Выходит, проблем с качеством быть не должно?
Дизельное топливо – какое качество на дорогих и дешёвых заправках? После кризисного «карантинного» падения, цены на топливо на украинских АЗС уверенно поползли вверх. При этом, что касается дизельного топлива, пока сохраняется весьма солидный разброс, достигающий 5 грн. на литре. А будет ли такой же разница в качестве топлива?
Электрическая революция: от Peugeot VLV – до Peugeot е-2008 Электрические двигатели использовались еще на заре появления автомобиля, однако тогда они уступили борьбу бензиновым моторам. Peugeot одни из первых взялся за изучение электропривода для автомобилей – это было еще в далеком 1902 году.
Ariya - первый 100% электрический кроссовер Nissan Nissan показала продолжателя дела Leaf. Встречайте первый электрический кроссовер марки — Nissan Ariya.
Новый Ford Bronko - «внедорожный воин» 21 века Ford спустя 31 год возродил рамный внедорожник Bronco. И это очень красиво.

Больше новостей