Почему запрет регистрации авто из США создаст новые проблемы? Мнение экспертов
02.08.2020 р. в 16:07, fbc.net.ua
Импорт авто из США занял самостоятельную нишу на авторынке Украины. Система довольно проста: автомобили, попавшие в ДТП, регистрируются как те, что не имеют права выезжать на дороги США. Такие автомобили продаются в Украине «с молотка», ремонтируются и регистрируются новыми автовладельцами в сервисных центрах МВД. Несмотря на возможные риски и продолжительность процесса, конечный потребитель получает авто в приличном состоянии и по цене, что может быть вдвое, а то и втрое меньше стоимости аналогичного авто на внутреннем рынке.
Новое постановление Министерства внутренних дел Украины ставит целью запретить регистрацию автомобилей, подлежащих утилизации в США, а также вводит ряд бюрократических осложнений процесса. Цель таких мероприятий правительство видит в необходимости уберечь украинцев от так называемого «автохлама». Но не все так просто.
Директор коммуникационно-аналитического центра «CASE Ukraine» Николай Малуха и исполняющий обязанности директора общественного союза «Доступное авто» Станислав Бучацкий помогли Первому деловом разобраться в причинах и возможных последствиях инициативы МВД.
Повлияют изменения на импорт авто и проблемы имеет инициатива МВД?
Станислав Бучацкий считает, что практического и запланированного эффекта не будет, зато появится много опций для создания коррупционных схем или методов, позволяющих обойти новые нормы.
«Любое подобное решение приведет лишь к появлению новой услуги у посредников, которая позволит ввозить авто несмотря на запреты. В результате автомобили только подорожают на несколько сотен долларов. Среди возможных путей обойти новый порядок — переработка или подделка документов или коррупция уже в сервисных центрах МВД, когда во время регистрации, за дополнительную плату, специалисты будут готовы закрыть глаза на несоответствие документов» — сказал Бучацкий.
Весомым недостатком постановления эксперт считает отсутствие перечня документов, на основании которых автомобиль будет признан не подлежащим регистрации в Украине. Дело в том, что в каждом штате США действует свое законодательство, а следовательно, нет единой формы документа, по которому транспортное средство признается утилизированным. Фактически, каждый штат выдает различные документы, означают одно и то же.
Николай Малуха заявляет, что в поврежденных автомобилей есть возможность вернуться на дороги, если они пройдут надлежащий ремонт и владелец получит на них соответствующий сертификат. Сейчас такие процедуры проводятся в Украине, но если постановление вступит в силу, то посредники будут ремонтировать авто и получать документы за рубежом. После этого они все равно будут попадать в страну, просто без ярлыка «авто из США».
«Минимум 50% процентов автомобилей из США нуждаются в ремонте. Это дает возможность развиваться соответствующему бизнесу — работают автомастерской, механики имеют работу, платятся налоги и наполняется бюджет. Но теперь мы просто можем создать новые коррупционные схемы, а часть прибыльного бизнеса просто отдать другим странам», — отмечает Малуха.
Легализация документов
Первоочередная редакции проекту постановления предусматривала апостилизацию и официальный перевод документов на авто. В текущей редакции вместо пункта об апостиле появился пункт о легализации, процедура которой достаточно размыта в данном контексте.
Дело в том, что апостиль — это процесс упрощенной легализации документов для использования их за рубежом. Процедура регламентируется Гаагской конвенцией, что прямо запрещает ставить апостиль на техпаспорта авто, следовательно положения об апостилизации документов на авто, которые были предусмотрены изначально, не могли быть приняты вообще.
Николай Малуха отмечает, что лучшим средством предотвращения подделки документов стала бы реформа таможни, в результате которой таможенники могли бы обмениваться информацией с иностранными коллегами и иметь достоверные данные о товарах, поступающих в Украину. Это решило бы ряд проблем, выходящих за рамки авторынка. А бюрократические осложнения, предлагаемые МВД, эксперт считает шагом, противоположным политике государства по упрощению отношений международной торговли.
Официальные и реальные задачи проекта по мнению экспертов
Федерация автопрома Украины и представители Кабмина говорят, что постановление призвано сохранить украинцев от «автохлама» и упорядочить авторынок. Станислав Бучацкий считает, что под такими красивыми лозунгами проходит борьба не с некачественными авто, а с бизнесом, который их поставляет.
«Рынок подержанных авто конкурирует с производителями и дилерами новых транспортных средств. Подобными документами лоббируются интересы крупных автопроизводителей, которые теряют значительные прибыли из-за существования вторичного рынка. Если говорить о борьбе с некачественными товарами, то нужно прежде всего регламентировать техническое состояние автомобилей, выезжающих на дороги страны. Каждое ввезенное из-за рубежа авто, как новое, так и бывшее в употреблении, подлежит обязательной сертификации. Если машина прошла процедуру восстановления и получила сертификат соответствия, то это уже говорит о ее безопасности и качестве. Есть мнение о том, что сертификация не дает стопроцентных гарантий качества, тогда возникает вопрос: нужна ли нам вообще процедура, что не дает уверенности конечному потребителю? По моему мнению, уберечь украинцев от «автохлама» может процедура полного и комплексного технического осмотра, но не такая, как была еще недавно, когда за определенную сумму можно было получить заветный талончик», — рассказал Бучацкий.
«Подобные процедуры должны стимулировать автопроизводителей, но это не работает на практике. 28% ТС Украины это советские и российские авто 90-х годов, а искусственные преграды от Кабмина только мешают нам перейти на более новые авто естественным путем и создают новые и новые плацдармы для коррупционных схем. Чтобы этого избежать, нам надо отменить таможенные ограничения и не вводить никаких новых регуляций», — обьясняет свою позицию Малуха.
Проблемы украинского автопрома
Несмотря на все условия, созданные для стимулирования украинского автопрома, он остается в плохом состоянии. Государство пытается стимулировать автопроизводство не за счет живой рыночной конкуренции, а путем создания препятствий для вторичного рынка и конечных потребителей. Станислав Бучацкий заявляет, что фактически единственным производителем авто в Украине предприятие «Еврокар», что производит около 5000 чешских «Skoda» в год. В это время «АвтоЗАЗ», игнорируя прямой запрет торговли с Россией, собирает российские «Лады»:
«В Украину приезжает авто без колес и некоторых частей кузова, они называют это машинокомплектом. Это все собирается вместе на запорожском заводе и делается заявление о том, что автомобили произведенные в Украине», — говорит Бучацкий
«В 2004 году «АвтоЗАЗ» получил освобождение от уплаты НДС. В результате завод получил сверхприбыль, однако на заработанные средства не модернизировал производство, оставив качество товаров на неконкурентном уровне. Лучшей защитой для украинского автопроизводства будет защита права собственности, когда крупные инвесторы смогут купить землю без взяток местным властям, беспрепятственно подключиться к электросети и не будут ощущать травлю от чиновником посредством постоянных проверок и запретов», — говорит Николай Малуха.
Эксперты приводят пример Польши, которая закрыла свой большой завод FSO, но создала благоприятные условия для инвесторов. Крупные автопроизводители зашли в страну, построили заводы, дали рабочие места и производят продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. Станислав Бучацкий отмечает, что Украина может стимулировать инвесторов, производящих электромобили, размещать мощности у нас в стране.
Эксперты сходятся во мнении, что стимулировать автопроизводство нужно за счет создания конкуренции, а путь создания искусственных препятствий для импортеров авто и простых потребителей не даст весомых результатов. Зато Украина может сама себе создать новые коррупционные возможности, отдать за границу часть прибыльного бизнеса и лишить украинский возможности приобрести качественное авто.