Техосмотр в Украине под угрозой: что происходит на рынке и что нужно знать водителям

03.08.2020 г. в 11:23, autotheme

Техосмотр в Украине под угрозой: что происходит на рынке и что нужно знать водителям
Техосмотр в Украине под угрозой: что происходит на рынке и что нужно знать водителям

В июле 2011 года в Украине отменили обязательный техосмотр для легковых автомобилей. Однако, согласно директивам ЕС, эту норму в нашей стране обязаны вернуть до 2022 года. Что ждет авторынок и не вернется с обязательным техосмотром очередная коррупционная схема, мы решили разобраться на примере ныне действующего рынка процедур обязательного технического контроля (ОТК) и сертификации.

Как это работает

Транспортные средства (ТС), которые ввозятся в Украину впервые или были переоборудованы (например, на них установили ГБО), еще до постановки на учет в сервисных центрах МВД подлежат обязательной сертификации. Например, в 2019 году в Украине было зарегистрировано более 450 000 ТС. Следовательно, осуществлено минимум 450 000 сертификаций. Вместе с тем, в прошлом году на территории Украины было проведено более 720 000 обязательных процедур технического контроля (ОТК). Цена сертификации составляет от 2500 гривен за машину, которую завезли из Европы, и от 5000 гривен за авто из США. ОТК обходится 1000 гривен.

ОТК подлежат:

— Легковые авто, используемых для перевозки груза или пассажиров, которые эксплуатируются с целью получения прибыли;

— Грузовые автомобили и прицепы;

— Автобусы и специальные транспортные средства, перевозящие опасные грузы;

— Такси;

Техосмотр за 7 минут

В 2019 году из 450 компаний, которые осуществляли свою деятельность в сфере сертификации и ОТК, проверку Министерства инфраструктуры успешно прошли около 10 (!). Причем, как утверждают активисты, все эти немногочисленные «счастливчики» могут быть связаны с чиновниками Мининфраструктуры.

Трудно поверить, но даже в таких условиях некоторые компании выдавали протоколы 24/7 в среднем каждые 7 минут (!). Хотя, при соблюдении всех процедур в среднем обязательный техосмотр транспортного средства занимает минимум 40 минут, отмечает председатель общественного союза «Субъекты тестирования транспорта на пригодность к эксплуатации» (ГС СТТ) Игорь Черненко.

«Это говорит о том, что идет массовая торговля обязательным техническим контролем», — считает эксперт.

Шаг к монополии

23 января 2019 Кабинетом министров Украины было принято постановление №46. Данным постановлением МИУ были предоставлены полномочия останавливать деятельность субъектов обязательного технического контроля в случае каких-либо изменений в документах, которые они предоставляли. В их числе — полный перечень оборудования, персонала, договоры аренды помещений и земельных участков. Сюрреализм заключается в том, что работа предприятия, которое решило модернизировать оборудование, чтобы соответствовать постоянно растущим требованиям директив Европейского Союза, или банально наняло на работу нового сотрудника может быть приостановлена ​​Министерством.

Эксперты считают, что этот документ фактически поощряет создание монополии ОТК. Игорь Черненко обратил внимание, что принятый текст постановления отличается от согласованного всеми инстанциями проекта на 95% (!).

Стоит отметить, что проект постановления разрабатывался в Главном сервисном центре МВД, которым в 2019 году руководил нынешний министр инфраструктуры Владислав Криклий.

Что дальше?

Бизнес категорически недоволен принятием такого решения, поскольку ситуация, когда в 40-миллионной стране услуги сертификации и ОТК предоставляют лишь десяток «избранных» компаний, очень напоминает монополию. В октябре 2019 Окружной админсуд Киева признал скандальное постановление №46 противоправным и недействительным. В феврале 2020-го Шестой апелляционный админсуд отклонил апелляцию Кабмина и Мининфраструктуры, оставив в силе решение суда первой инстанции. 29 июля 2020 Верховный суд частично удовлетворил кассационную жалобу Кабмина и МИУ — вышеуказанные судебные решения отменены, а дело направлено в Окружной админсуд Киева на новое рассмотрение.

По нашим подсчетам, только в прошлом году объем рынка сертификации составил не менее 1,8 миллиарда гривен, а ОТК — примерно 800 миллионов гривен. Суммарно фактически монопольный рынок достигает 2,6 миллиарда гривен! Учитывая перспективу возвращения обязательного технического контроля для легковых авто, украинские водители могут попасть в неприятную ситуацию, когда компании, которые получили разрешение Мининфраструктуры, физически не смогут предоставлять услуги, а будут только предлагать «купить» документ. Разве таких реформ мы ждали?

Интересные автостатьи

Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.
Квест с «зимней» соляркой: эксперты проверили дизельное топливо Неожиданно ударившие серьёзные морозы заставили украинских автолюбителей волноваться за аккумуляторы, а владельцев дизельных машин – и за качество солярки. Как известно, этот вид топлива при низких температурах имеет тенденцию превращаться в «кисель», а он уже в свою очередь превращает авто в «недвижимость».
«Дружба» с АЗС - лояльность или уловки маркетологов? После серьёзного падения продаж из-за Ковида, обострилась конкурентная борьба за клиента у топливных компаний. А для того, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, операторы топливного рынка не только запускают, но и постоянно совершенствуют программы лояльности.
Когда лучше покупать машину? Что нас ждёт в 2021 году? Для того, чтобы сегодня максимально эффективно инвестировать в покупку автомобиля, необходимо понимать, что сейчас происходит на рынке подержанных авто и чего ожидать в будущем. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось за период лето-осень 2020-го, а так же сделаем прогноз на зиму-весну 2021-го года. Итак, давайте разбираться по порядку.

Больше новостей