99% рынка в тени. Почему в Украине не заработает закон о легализации такси
11.08.2020 р. в 18:04, apnews
Новый закон - это стандартный путь легализации рынка такси для европейских стран. Но почему этот механизм не заработает в Украине?
В Украине собираются вывести таксистов "из тени" и ввести патенты на перевозку пассажиров. О соответствующем законопроекте уже рассказал министр инфраструктуры Владислав Крыклий.
В частности, каждому таксисту нужно будет приобрести “патент” на перевозку пассажиров, а пассажирам - обязательно застраховаться. Но это, конечно, не единственные нововведения.
Редакция APnews поинтересовалась мнением экспертов этой сферы - получится ли на самом деле осуществить задуманное этим законопроектом.
Никто не знает точно - сколько в Украине такси и водителей
Так, глава ассоциации транспортной инфраструктуры Станислав Гвоздиков заявил, что сам закон - целесообразен. По его мнению, легализовать этот рынок нужно и из тени выводить тоже нужно. Но то, как это предлагается сделать в этом законе - не принесет пользы.
“Это стандартный путь легализации для рынка такси для развитых европейских стран. Заработает ли этот механизм в Украине? Я думаю, нет. Потому что у нас 99% процентов рынка такси находится в тени, вне поля регулирования Укртрансинспекции, так как именно она является регулятором участников рынка такси. У нас 99% перевозчиков не имеют лицензии, хотя она в нашей стране абсолютно доступная: стоит 1200 гривен. Другой вопрос, что, выдавая лицензию, у нас никто не проверяет автомобиль и здоровье водителя. Нет, так сказать, барьера для входа на рынок. У нас элементарных цифр не знает даже руководство Укртрансинспекции. Никто не знает точно - сколько в Украине такси и водителей”, - сказал Гвоздиков.
Раньше уже были попытки...
Он рассказал, что 7 лет назад уже пытались “решить” эту проблему, и тогда только в Киеве насчитали 24 тысячи участников рынка такси, из которых имели лицензию только 1500 человек.
“Получится ли решить эту проблему с помощью этого законопроекта? Нет. Потому что нет ключевого влияния на рынок и никто не знает состав рынка. Это что, каждую машину останавливать и спрашивать: “А вы такси?”. Я бы более позитивно отнесся к этой инициативе, если, прежде чем законопроект про регулирование рынка такси, были бы сделаны шаги относительно определение объемов участников рынка”, - заявил Гвоздиков.
И привел пример: когда вместе с лицензией выдаются желтые номера. Такой опыт практиковали еще в Советском Союзе.
“Все таксисты ездили на желтых номерах, и никакого другого варианта не было, чтобы можно было идентифицировать по автомобилю. А у нас хотят создать механизм взимания платы с участников рынка, но никто при этом не говорит про контроль за техсостоянием автомобиля, наркоконтроль водителей. Логотип “такси” должен означать уровень качества, чтобы человек знал: там чуть дороже, чем у машин без “наклейки”, но более безопасно и можно будет потом, в случае чего, найти виноватого”, - отметил эксперт.
Как сделать так, чтобы идея заработала?
Станислав Гвоздиков посоветовал сначала “определить рынок”, а потом заниматься его облагораживанием.
“Да, в этом законопроекте идет речь о легализации диспетчерских служб. Действительно, диспетчер, который принял заказ, должен, как минимум, владеть полной информацией о водителе, который этот заказ получил. Потому что если в дороге пассажир пропал, то как искать? Баз же не ведется. Кто несет ответственность за травмы на дорогах? Этот бардак нужно устранять. И этот закон действительно определяет “диспетчерскую службу”, ее ответственность. Но это капля в море и на качество рынка это никак не повлияет”, - пояснил эксперт.
А вот сопредседатель Всеукраинского форума представителей таксомоторной отрасли Андрей Антонюк заявил, что законопроект - это дурацкий набор букв и ничего толкового из этого не выйдет.
“Это пародия, а не законопроект. Дурацкий набор букв. Он мне не то, что не нравится... Просто с юридической точки зрения текст закона не является законом. Он ни о чем. Я прочитал и ничего не понял. 99% рынка в тени, поверьте, его этим законом оттуда не вывести…”, - сказал Андрей Антонюк.