В Верховном суде решили, что владелец авто может понести ответственность за ДТП даже если он не водитель

09.06.2021 г. в 16:27, strana.ua

В Верховном суде Украины фактически решили, что владелец автомобиля в случае ДТП не освобождается от ответственности даже в случае, если вина за инцидент на дороге лежит на другом лице, управлявшем авто.

В Верховном суде решили, что владелец авто может понести ответственность за ДТП даже если он не водитель
В Верховном суде решили, что владелец авто может понести ответственность за ДТП даже если он не водитель

Соответствующее постановление по делу № 450/4163/18 судьи приняли 21.04.2021.

Такое решение было принято в деле, истцом в котором выступало моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ). Его представитель обратился в суд с иском к водителю, который совершил ДТП, о взыскании в порядке регресса понесенных расходов в виде регламентированной выплаты.

Истец ссылался на то, что вина ответчика подтверждается постановлением следователя о закрытии уголовного производства и который на дату совершения ДТП не имел действующего договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. В результате данного ДТП пешеход получил тяжелые телесные повреждения, которому в соответствии с расчетом на выплату страхового возмещения начислено убытки по повреждению здоровья в размере 63 384 грн. Указанные средства МТСБУ выплатило потерпевшему, поскольку они лично виновником ДТП не были возмещены.

Местный и апелляционный суды отказали в удовлетворении иска. Судебные решения мотивированы тем, что истцом не доказаны обстоятельства вины ответчика в причинении вреда, а такой вред причинен по вине потерпевшего, потому отсутствуют основания для его возмещения.

Коллегия судей Гражданского суда ВС не согласилась с выводами судов предыдущих инстанций, указав следующее.

Особенностью возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности (кроме случая возмещения вреда, причиненного вследствие взаимодействия нескольких источников повышенной опасности), является то, что владелец такого источника обязан возместить причиненный ущерб независимо от его вины. Вместе с тем ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, имеет свои пределы, за которыми ответственность исключается. К ним относятся непреодолимая сила и умысел потерпевшего.

Обязанность доказывания умысла потерпевшего или наличия непреодолимой силы законом возлагается на владельца источника повышенной опасности, поскольку действует гражданско-правовая презумпция причинителя вреда.

В то же время, действующее законодательство не предусматривает такого основания для освобождения от ответственности владельца источника повышенной опасности как вина потерпевшего, на которую сослались суды предыдущих инстанций.

При этом, согласно части второй статьи 1193 ГК Украины, если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, то в зависимости от степени вины потерпевшего (а в случае вины лица, причинившего вред, - также от степени его вины) размер возмещения уменьшается, если иное не установлено законом, то есть грубая неосторожность потерпевшего может быть основанием для уменьшения размера возмещения, а не отказа в полном объеме.

Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов, предусмотренных частью первой статьи 1195 этого Кодекса, в случае возмещения вреда, причиненного смертью кормильца и в случае возмещения расходов на погребение (часть третья статьи 1193 ГК Украины).

С учетом изложенного, коллегия судей решила, что рассматривая дело, суды предыдущих инстанций не учли, что отсутствие вины водителя транспортного средства и закрытие уголовного производства в отношении него не освобождает последнего от обязанности возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, то есть лицо, причинившее вред источником повышенной опасности, отвечает и за случайное его причинение (без вины).

Интересные автостатьи

AD-ская смесь – половина рынка «мочевины» Adblue в Украине признана некачественной Эксперты Института потребительских экспертиз впервые провели исследование «мочевины» для дизельных авто. Половина из проверенных образцов оказались за гранью требований стандартов, и это плохие новости как для автомобилистов и владельцев грузовых автопарков, так и для пешеходов и жителей городов.
Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport: функциональность и комфорт Mitsubishi Pajero Sport идеально подходит для езды в городских условиях и по загородным трассам. Автомобиль без проблем преодолевает любое бездорожье, поэтому станет незаменимым помощником в любой ситуации на дорогах.
Ситуация на рынке: каждый третий украинец без авто планирует его приобрести Согласно опросу, проведенному на OLX Авто, автомобилистами являются две трети взрослых украинцев, из них 69% пользуются машиной каждый день.
Индекс бензина 2021: где самое выгодное соотношение цены на топливо к средней зарплате? Команда аналитиков Picodi.com проследила, как изменились цены на топливо в первой половине 2021 г. относительно прошлого года, и подсчитала, сколько литров бензина могут купить украинцы на среднестатистическую заработную плату.
Эксперты проверили дизельное топливо и получили шокирующие результаты Чехарда с госрегулированием цен на топливо, и в целом отсутствие контроля над качеством нефтепродуктов, привели к значительному ухудшению ситуации на рынке.
ІСЕ - что продают заправки вместо «девяносто пятого» бензина? В прошлом исследовании бензина А-92 на украинских АЗС эксперты Института потребительских экспертиз (ICE) обнаружили немалое количество нарушений.
Новый Jaguar E-Pace готов покорять дороги Украины Поклонники компании Ягуар давно ждали обновления компактного кроссовера E-Pace. Его собратья по платформе, Range Rover Evoque и Land Rover Discovery Sport, уже прошли рестайлинг, получив новые двигатели, салоны и системы подключения. А в 2021 году появилась обновленная версия самого роскошного британского кроссовера.
Что нам заливают в бак на АЗК? Эксперты впервые за четыре года провели экспертизу бензина А-92.
«Спиртовой» бензин – достойная альтернатива или обман? Эксперты проверили качество топлива с биокомпонентами.
Как изменился Jaguar F-Pace 2021 модельного года? Jaguar F-Pace появился в 2016 году, став первым кроссовером в модельном ряду британского производителя. Спустя 4 года успешного существования, модель отправили на доработку. Презентация второго поколения кроссовера состоялась осенью 2020, в продаже новинка появится в первой половине 2021 года.
Квест с «зимней» соляркой: эксперты проверили дизельное топливо Неожиданно ударившие серьёзные морозы заставили украинских автолюбителей волноваться за аккумуляторы, а владельцев дизельных машин – и за качество солярки. Как известно, этот вид топлива при низких температурах имеет тенденцию превращаться в «кисель», а он уже в свою очередь превращает авто в «недвижимость».
«Дружба» с АЗС - лояльность или уловки маркетологов? После серьёзного падения продаж из-за Ковида, обострилась конкурентная борьба за клиента у топливных компаний. А для того, чтобы удержать клиентов и привлечь новых, операторы топливного рынка не только запускают, но и постоянно совершенствуют программы лояльности.

Больше новостей